Страница 1 из 1

Будда и путь познания

Добавлено: 10 сен 2012, 19:34
Фишка
Изображение

Будда и путь познания

Никто нас не спасет, кроме нас самих,
никто не вправе, никому не по силам сделать это.
(Будда)

Гаутама Будда родился в северной Индии примерно в 563 году до н.э. в день майского полнолуния. Мальчика назвали Сиддхарта Гаутама. Он был сыном правителей королевство Шакья.

Сразу же после рождения семь браминов предсказали правителю, что если молодой принц останется дома, то он станет правителем, который объединит Индию, но если он уйдет, то станет Буддой и снимет пелену невежества с глаз мира. Восьмой брамин объявил, что Гаутама, несомненно, станет Буддой, отказавшись от мира после того, как увидит четыре знака - старого человека, больного человека, умершего человека, святого человека. Правитель, обеспокоенный потерей наследника, огородил своего сына от боли и страдания и окружил его всей возможной роскошью.

В распоряжении Гаутамы было 3 дворца и 40.000 танцовщиц, а в трех прудах цвели лотосы. В одном - красные, в других - белые и голубые. Над ним днем и ночью держали белый зонт. Его развлекали музыканты, среди которых не было ни одного мужчины.

Но мысль о том, что он подвержен смерти, отравляла все это великолепие.
Поворотный момент жизни Сиддхарты произошел, когда ему было 29 лет во время четырех путешествий, когда он неожиданно увидел дряхлого старика, опирающегося на посох; человека, страдающего от болезни; труп; и, наконец, монаха в желтом одеянии с бритой головой, просящего подаяние.

Преисполнившись состраданием к первым трем, Гаутама осознал, что жизнь подвластна старости, болезни и смерти. Четвертый знак показал ему возможность преодоления этих состояний и воодушевил его оставить прежний мир, чтобы найти путь к избавлению от страданий. Тогда он решил, что нужно любой ценой понять, как можно жить в этом ужасном мире.

Гаутама ушел из дворца при свете полной луны. Он глянул последний раз на спящую жену и новорожденного сына, и вышел. Выйдя из дворца, он вскочил жеребца и поскакал. Он скакал не останавливаясь, пока не достиг реки - границы его царства. Бывшего. Здесь отпустил коня, снял себя одежду, сбрил волосы и бороду. Затем голый, лысый и несчастный пошел дальше пешком, размышляя: «Как я попал сюда? Вот здесь я с моим стремлением жить и жить, а придется умереть. Почему? В чем смысл этого? Что это за загадка, что за тайна?»

Он присоединился к группе пяти аскетов и в течение шести лет практиковал чрезмерный аскетизм. Отказался от крова и одежды, перестал мыться, ограничил себя во сне и еде. Так он провел шесть лет. Доведя свою ежедневную трапезу всего до одного конопляного зернышка в день. Его тело превратилось в скелет обтянутый кожей. Силы его таяли. Скоро Гаутама понял, что умрет с голоду, так и не узнав ответа на свой вопрос.

Когда принц осознал бесполезность аскетизма, он оставил этот образ жизни с тем, чтобы найти свой собственный путь к просветлению. Поэтому для начала решил покончить с голоданием и, как следует, перекусил. Остальные пятеро аскетов возмутились и в гневе покинули его.

Гаутама начал странствовать один, в надежде, что узнает истину от других. Но везде видел только несчастных и страдающих людей.
Устав от странствий, он пришел на берег быстрой и прозрачной реки и решил, что найдет истину в своей душе.

Однажды дочь крестьянина накормила Гаутаму рисом с молоком, что придало ему сил. После еды он сел под смоковницей и дал обед не сойти с этого места до тех пор, пока не достигнет просветления. Он сел в тени огромного дерева и сказал себе: «Пусть плоть усохнет и высохнет кровь, но до тех пор, пока я не достигну Просветления, с места не сдвинусь».

Он сидел так день и ночь. Семь недель. И в одно прекрасное майское утро на рассвете поднялась утренняя звезда. Гаутаме пришло озарение. Он стал Буддой. Буквально - "Пробудившимся".

Ответ был совершенно неожиданный: «Человек страдает только тогда, когда отвергает реальность, когда уходит в свои мысли. Желает того, чего нет. Человек может обрести счастье, только находясь здесь и сейчас». Тогда он достигает нирваны, что означает «недуновение». Нирвана - это предельное спокойствие и наслаждение жизнью. Нирвана - это прекращение страдания.

Дерево, под которым пришло озарение, стало известным как дерево Бо (от слова Бодхи, или просветление).

На небесах нет тропинки…нужно найти внутренний путь.
Поистине все проходит, но Будды всегда живут в вечности.
(Гаутама Будда)

Во время медитации Мара - воплощение зла - искушал Гаутаму примерно так же, как Сатана искушал Иисуса в пустыне. По наущению Мары красивые танцовщицы и богини-обольстительницы прельщали его, вслед за ними явились ужасные демоны, которые пытались устрашить Гаутаму горящими камнями, кипящей грязью и мраком. Несмотря на все это Сиддхарта оставался недвижим.

Напоследок Мара поставил под сомнение право Гаутамы делать то, что тот делал. В ответ Гаутама использовал мудру прикосновения к земле, он коснулся земли и та прогремела: "Я свидетельствую!" - после чего Мара скрылся. Остаток ночи Гаутама провел в глубокой медитации, в состоянии самадхи, и в итоге достиг просветления. Случилось это в майское полнолуние примерно в 528 году до н.э., когда Гаутаме было 36 лет.

В состоянии просветленности Гаутама осознал Четыре Благородные Истины которые стали основанием его учения:

1. Благородная Истина о страдании (жизнь есть страдание);
2. Благородная Истина о причине страдания (страдание вызвано неверными желаниями, которые привязывают человека к круговороту смерти и новых рождений);
3. Благородная Истина о прекращении страдания (неверные желания можно преодолеть);
4. Благородная Истина о пути, который ведет к прекращению страдания. Этот путь, ведущий к окончательному освобождению, есть Восьмеричный Путь.

После просветления Гаутама отправился в Бенарес и произнес перед пятью своими бывшими спутниками первую проповедь, в которой раскрыл то, что познал, - Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и Срединный Путь. Эти монахи стали первыми членами его общины. Гаутама основал сангху (общину), которая вскоре стала насчитывать более 12.000 приверженцев.

Прошло почти полвека, в течение которых Будда ходил по пыльным дорогам Индии, неся разрушающий эго и дарующий жизнь эликсир своего послания, пока его волосы не поседели, ноги не ослабли и тело не одряхлело. Он основал монашеский орден, тем самым бросая вызов мертвенному обществу под руководством браминов, и получил в ответ возмущение, сомнения и замешательство, вызванные его словами.

У него не было четкого распорядка дня. Кроме обучения монахов, поддержания дисциплины, и управления делами Ордена, он очень много проповедовал перед народом, а так же лично беседовал с людьми, давал советы тем, кто попал в сложные ситуации, подбадривал верующих и утешал страждущих.

Когда Гаутаме было 80 лет, один из его преданных последователей, ювелир Чунда, сам того не ведая, подал ему пищу с ядовитыми грибами. Будду поразил жестокий недуг. Беспокоясь о том, как бы Чунда не почувствовал себя виновным в его смерти, Гаутама попросил Ананду - своего главного ученика - передать Чунде, что из всех блюд, съеденных им на протяжении жизни, только два являли собой особое благословение: первое ему подали перед просветлением, а второе - то, что подал Чунда, отворило врата его освобождению. Гаутама совершил переход в день майского полнолуния примерно в 483 году до н.э..

Типитака
Счастье - это обузданный ум. (Будда)

Когда под деревом бодхи на берегу реги Фалгу Будда нашел ответ на вопрос «Как прекратить страдания?», он стал странствовать по Индии и рассказывать об этом всем, кто хотел его слушать.

Благодарные ученики записывали его слова на пальмовых листьях. Этих листьев после смерти Будды набралось целых три корзины. Поэтому собрание буддийских текстов носит название типитака - «три корзины» на палийском языке.

Конечно, первая мысль при известии о том, что существует типитака - путь к прекращению страданий - это броситься ее читать. Но, к сожалению, это ничего не даст. Сотни лет многие тысячи монахов учили тексты Будды наизусть. Но не стали просветленными. Последнее полное издание типитаки насчитывает более пятидесяти томов. Пока их прочтешь, пройдет немало времени. И их еще и понять надо.

К тому же каждый вносил в речи Будды что-то свое, родное, цепляющее. Так в историю о просветлении Будды один монах добавил, что в момент, когда Будда сидел недвижно под деревом Бодхи, перед ним возникла огромная кобра, раскрыв свой громадный капюшон. И уставилась на Будду желтыми глазами. Но Будда недвижно смотрел перед собой. Признав свое поражение, кобра закрыла Будду от дождя своим капюшоном. Так и отображается теперь просветление в многочисленных картинах и скульптурах - Будда под раскрытым капюшоном кобры.

Другой монах написал, что перед Гаутамой появились и стали танцевать три обнаженных девушки. Но Гаутама вновь остался недвижен. Бедный монах, давший обет безбрачия, видимо, не сообразил, что Гаутама обнаженных девушек видел-перевидел, так что ничего героического в этом варианте нет (хотя для монаха это был бы подвиг).

Исторический курьез. О подлинной жизни Будды практически ничего неизвестно. Только легенды. Но это как-то неудобно. Поэтому очень кстати были найдены записки монаха Фасяни, который точно сказал, что Будда родился в городе Лумбини (Непал) 2500 лет назад.

В 2011 году правительство Китая решило выделить 3 миллиарда долларов, чтобы построить в Лумбини центр паломничества. И сделать Лумбини одним из мировых религиозных центров наравне с Иерусалимом и Меккой.

Скоро миллионы паломников поедут в Лумбини, чтобы… Чтобы что?
Для того чтобы попасть в состояние «здесь и сейчас» не надо никуда ехать. Надо быть здесь и сейчас.

Исторический курьез 2. Мало кто знает, что Будда - это православный святой. Он известен под именем Иоасаф. Более того, в Москве даже была церковь царевича Иоасафа в Измайлове. Так что, кто знает, может вместо далекой Индии просветление Гаутамы-Иоасафа произошло на берегу реки Яузы. Под березой.

Впрочем, даже если это и так, то не стоит за просветлением ехать в Измайлово. Все ответы находятся там, где вы находитесь. Все ответы внутри вас.

Единственное разумное путешествие - это путешествие к себе.

Изображение

Вот 20 цитат Будды:

1. Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Будды явственно укажут его.

2. Мысли - предтеча (всех дурных) состояний. Если кто-либо поступает или говорит, и мысли его недобры, страдание следует за ним, как колесо следует за копытом буйвола.

3. Ненавистью не одолеть ненависть; лишь любовью (метта) ненависть побеждается. Это вечный закон.

4. Как дождь пронизывает крытый соломой домишко, так и похоть проникает в неразвитый ум.

5. Ночь длинна для пробудившегося, долог путь для изнуренного дорогой. Долог же и процесс осознания (повторяющимся существованием) духовной незрелости тому, кто не знает истинной сути вещей.

6. Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве.

7. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти - поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству.

8. Отрешиться от всего зла, приумножать добро, очистить свой разум: Вот совет всех Будд.

9. Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.

10. Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?

11. Наилучшая молитва - терпение.

12. Не жизнь, и не богатство, и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти.

13. Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим.

14. Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

15. Пусть он спешит совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.

16. Человек должен избегать крайностей, тогда он и будет идти по верному пути.

17. Что толку в том, что человек пытается показать нам свою величественную внешность, когда внутри у него пустота?

18. Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то злу не будет конца.

19. Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность.

20. Отпусти прошлое. Отпусти будущее. Отпусти настоящее(то, что впереди, позади, и посередине). Перешедшие на более дальний берег бытия, с освобождённым от всего разумом, не подвергаются вновь рождению и смерти.

Изображение