Святая Троица
Добавлено: 02 июн 2012, 14:44
Святая Троица
Сюжет иконы основан на библейском рассказе о том, как столетнему старцу Аврааму и его супруге Саре явились три Ангела. Ангелами были три Лица Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Когда византийские и русские иконописцы писали ветхозаветную Троицу, они обычно передавали явление Божества Аврааму со всеми подробностями. Изображались Авраам и Сара, а также дерево – дуб Мамврийский, под которым и произошла встреча, дом – как символ всего рукотворенного человеком мира, и скала как символ мира нерукотворенного.
Иконописцы показывали, как Авраам велел заколоть теленка и как он с женой угощает ангелов, догадываясь о пребывании в своем доме Бога.
«Троица», написанная преп. Андреем Рублевым, отличается от этих икон.
Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г., происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.
Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского, по духу св.Андрей является, несомненно, учеником прп.Сергия Радонежского.
Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.
Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI—XVII вв. память прп. Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные...»
Согласно поздним источникам, святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре.
Канонизирован прп. Андрей в год 1000-летия Крещения Руси на основании святости жизни, подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Именно учение преп. Сергия Радонежского, великого молитвенника об объединении земель русских, и легло в основу написанной иконы. Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира».
На иконе преп. Андрея фигуры Авраама и Сары не написаны сознательно, это не икона гостеприимства, здесь выражена идея единства и нерасторжимости трех Лиц Троицы.
Именно поэтому фигуры трех Ангелов на иконе вписываются в правильный круг – фигуру, символизирующую бесконечность и единство.
Таким образом на иконе представлены равнозначно Три Лица Святой Троицы. Здесь происходит диалог – мысленная, но мыслимая нами беседа: Отец обращается к Сыну и указывает на необходимость искупительной жертвы, и Сын отвечает согласием на волю Отца. И в этом иной смысл иконы, это не только образ Триединого Божества, но и изображение таинства Евхаристии.
Евхристическим символом иконы является чаша на престоле, вокруг которого восседают Ангелы. В чаше видна голова тельца, которым Авраам угощал Ангелов. Этот телец – прообраз новозаветного агнца.
Левый и средний ангелы благословляют чашу: Отец благословляет Сына на подвиг, на смерть на кресте ради спасения человека, а Сын, освящая чашу, выражает готовность принести Себя в жертву. На светлом фоне престола отчетливо рисуется и правая рука третьего Ангела, но он не благословляет чаши и не принимает участия в беседе, а присутствует здесь как Утешитель, как вечно юное и неумирающее начало, как символ грядущего воскресения. Эта спасающая жертва Христа явлена нам еще и в том образе, что фигуры боковых ангелов образуют большую чашу, в которой помещен средний Ангел.
Воскресающий Христос дается нам в чаше Причастия, чтобы и мы могли вкусить бессмертия.
Но, вероятно, наиболее значительная и сердечная мысль, которая владела преподобным Андреем, когда он писал Троицу, была мысль о необходимости и благотворности любви, союза, основанного на доверии одной личности другой.
Любовь – вот основа христианской жизни. Как говорит Писание, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Будем же и мы, дорогие братья и сестры, взирая на икону Святой Животворящей Троицы, по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева, преодолевать ненавистный страх розни мира сего.
http://www.ihtus.ru/62003/i1.shtml" onclick="window.open(this.href);return false;
Троица - народные обычаи и церковные правила
Святая Троица – один из немногих православных праздников, в которых тесно переплелись народные обычаи и церковные правила. Немногие знают, что нужно делать на Троицу, чтобы провести Родительскую субботу, Троицкое воскресенье и Духов день абсолютно правильно с точки зрения православной веры. Тем временем соблюдение нехитрых правил в силах обеспечить вам полный дом счастья в соответствии с народными традициями.
Святая Троица празднуется на 50-й день после Пасхи
Расскажем немного об истории этого действительно очень значимого праздника. Согласно Евангелию от Луки, на 50-й день после воскресения Христа двенадцать его учеников и его мать, Дева Мария, собрались в одной горнице, чтобы почтить память сына Божия. И вдруг с неба раздался сильный шум, а вслед за ним возникли огненные языки, которые остановились по одному над каждым из апостолов. Так в учеников Христа вошел Святой Дух. С тех пор Троица считается вторым по значимости праздником после Пасхи
Что делают на Троицу по народным обычаям
Традиции празднования Святой Троицы тесно переплелись с языческими обычаями. Этот факт не одобряется церковью, но запретить людям праздновать этот праздник так, как повелось еще до крещения Руси, церковь так и не смогла.
Святая Троица, согласно народным традициям, начинается за неделю до ее наступления. Эта неделя называется Зеленой, в этом году она началась 28 мая.
На второй-третий день Зеленой недели девушки плетут венки из барвинка, полыни и любистка для всех членов семьи и приносят его домой. Если к воскресенью венок не завянет, значит, жить человеку долго.
Если девушке очень хочется выйти замуж за богатого, нужно сплести на Зеленой неделе венок из ландышей, незабудок и васильков и забросить его на дерево неподалеку от водоема. Если венок русалке понравится – быть девушке замужем за богатым.
Но самое важное, что нужно сделать на Троицу, это сплести венок и пустить его на воду. Утонет – быть беде, поплывет далеко – быть свадьбе, а останется у берега – придется девушке еще подождать своего суженого-ряженого. Очень важно перед Троицей украсить дом зеленью: чем больше простой, практически – болотной зелени будет в доме на Троицу, тем счастливее будет этот дом.
Что делать на Святую Троицу по церковным правилам
Троицкая (родительская) суббота – очень важный день на Зеленой неделе. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких людей. Но имейте в виду, что пить на кладбище категорически запрещено. Согласно церковной традиции, распивание спиртных напитков на могилах – кощунство.
Что делать на Троицу в Родительскую субботу
В Троицкую Родительскую субботу в церкви можно поминать самоубийц. Соборная заупокойная молитва для них – это большая помощь. Но учтите, что в этот день в храме не совершаются панихиды после вечерни. Кроме самоубийц, нужно помянуть в Родительскую субботу на Троицу и мирно усопших родственников, попросив у Господа во время церковной службы вечного упокоения для них.
Что делать на Троицу
В этот день нужно посвятить в церкви очень простые букеты из болотной травы, полевых цветов и т.п. После службы в церкви нужно принести их домой и украсить ими дом.
На Троицу церковь щедро украшается зеленью – застилаются полевыми травами даже полы. После богослужения эти травы не выбрасываются, а тщательно собираются и используются как лечебное средство. В деревнях считается, что очень хорошо этой травой накормить домашнюю скотину – чтобы не болела целый год.
Хорошо взять из церкви на Троицу пучок травы, засушить его и беречь целый год как оберег от дурного глаза случайного гостя. Набожные старушки сушат и толкут в ступке принесенные из храма цветы и считают, что достаточно вовремя окурить больного благовонным дымом этого порошка и священного цвета, чтобы заболевший человек пошел на поправку.
Что делать на Троицу в Духов день
В 2012 году Духов день выпадает на 4 июня. Этот праздник уходит корнями еще в язычество. Но церковь, так и не сумев его искоренить, в V веке узаконила его. Испокон веков считается, что в этот день выходит на свет белый всякая нечисть. А в первую очередь – русалки, то есть души девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Долгом чести для каждой русалки считается в этот день соблазнение случайного прохожего. А если этот случайный прохожий упорствовал в своем нежелании полюбить русалку, они его щекотали до смерти.
Чтобы отпугнуть русалок от своих женихов, не дать им поглумиться над милыми, в Духов день деревенские девушки сами притворялись речными обманщицами. Они раздевались догола, надевали маски и парики из конского волоса, чтобы их не смогли узнать местные молодые люди. Затем прятались в кусты у водоемов в ожидании прохожих. Парни не заставляли себя ждать. Они приходили гурьбой, выманивали «русалок» и целый день, до глубокой ночи гоняли их по полям.
В церкви в этот день служится служба, которая испепеляет всякую нечисть. Поэтому люди именно в этот день приводят в церковь детей, подверженных сглазу.
автор Лариса Ковальцова