Голос вечности

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 18 мар 2013, 02:35

О ЧЕТЫРЕХ СТАРЦАХ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Когда, возлюбленные братья и сестры, читаешь жития великих подвижников благочестия, то поражаешься их духовной высоте и неоскудевающей любви друг ко другу во имя Христа Господа нашего. Эта любовь не только творила чудеса в сей временной жизни — она простиралась и в потусторонний мир, в небесные сферы, туда, где вечно славят Святую Троицу ангелы и все угодившие Богу.

В одном из египетских монастырей жили четыре старца. Они договорились между собою помогать друг другу трудиться во славу Божию единодушно, единокупно, с тем, чтобы живя здесь воедино, не разлучаться им и в будущей жизни. Они веровали в обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Его, там и Он посреди них. Положив в сердце это обетование, старцы стали подвизаться в уединении: трое из них приняли на себя подвиг безмолвия, а четвертый доставлял безмолвникам пищу и все необходимое для телесной потребности. Таким образом они трудились во спасение своих душ, пока двое из них не почили в Бозе. И было открыто одному прозорливому старцу, что эти двое угодили Господу и успокоились на лоне Авраамовом. Но двое оставались еще на земле, совершая свой спасительный путь — один безмолвствуя, а другой — доставляя телесное утешение своему брату. В это время и случилась беда. Тот, который прислуживал безмолвствующему, однажды отправился в город и, по попущению Божию, по козням дьявольским, впал в грех блуда. О его падении стало известно небожителям — тем двум братьям, которые представились прежде. И стали они умолять Господа послать какого-либо зверя на согрешившего брата, чтобы чрез мученичество тот очистился от греха и был бы удостоен Царства Божия. И что же?

Когда согрешивший брат возвращался из города, то на пути ему встретился лев. Но в то же время, когда два усопших брата молили Господа об очищении согрешившего через страдания, в это же время безмолвствующий на земле брат получил откровение обо всем случившемся и со своей стороны стал умолять Бога, чтобы Господь сохранил собрату жизнь для того, чтобы тот имел возможность еще некоторое время прислуживать ему.

Две молитвы воссылались к Богу: одна — от небожителей, другая — из уст безмолвника. И Господь внял горячей мольбе живущего на земле, сказав угодившим Ему: «Вам хорошо пребывать здесь, освободившись от трудов и соблазнов, а каково тому старцу, который остался на земле и еще нуждается в упокоении? Нужно исполнить его просьбу».

Так и случилось. Лев, уже собиравшийся броситься на согрешившего брата, вдруг чего-то устрашился и освободил путь старцу. Тот же, придя в келью своего сподвижника и увидев его стоящим на молитве, рассказал обо всем, что случилось с ним в городе, и просил прощения и молитвы о себе. Оба они стали на колени и начали плакать перед Богом о том, что один из них не соблюл чистоту телесную и духовную. Согрешивший глубоко осознал свое падение и остаток дней своих провел в покаянии. По прошествии времени и эти два брата скончались. И было открыто тому же самому прозорливцу, что оба они удостоились Царства Божия и соединились с теми двумя, которые раньше скончались, в жизни вечной...

Вот, возлюбленные братья и сестры, какую великую любовь являли между собой подвижники благочестия!

Этот замечательный пример весьма пригоден и нам с вами, живущим в миру. И мы, если хотим угодить Богу, обязаны скреплять сердца братолюбием. Скреплять не на короткое время, но навсегда. Помните: не в том заключается подвиг, чтобы явить любовь, когда нам угождают, делают нам приятное. Истинная любовь не отступает и тогда, когда ближний наш оступается и впадает в грех. Будем же верны союзу любви, не отринем падшего, а подадим ему руку помощи если не наставлением, то молитвенным ходатайством пред Богом о прощении впавшего в грех брата или сестры нашей. Если мы, возлюбленные братья и сестры, будем так поступать, то, несомненно, Господь призрит на наши мольбы и подаст помощь Свою.

Итак, взирая на пример духоносных отцов, положим в своем сердце любить друг друга. Любить чистою, святою любовью, любить не словом, а делом. Любить не только тогда, когда нам благотворят, но и тогда, когда ближние находятся в бедствии или падении.

Да благословит нас Господь на это благое начинание и да сообщит Свою благодатную силу, чтобы нам укрепиться духом и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Голос вечности

Сообщение LPS » 21 мар 2013, 03:12

О ЧЕТЫРЕХ СТАРЦАХ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Когда, возлюбленные братья и сестры, читаешь жития великих подвижников благочестия, то поражаешься их духовной высоте и неоскудевающей любви друг ко другу во имя Христа Господа нашего. Эта любовь не только творила чудеса в сей временной жизни — она простиралась и в потусторонний мир, в небесные сферы, туда, где вечно славят Святую Троицу ангелы и все угодившие Богу.

В одном из египетских монастырей жили четыре старца. Они договорились между собою помогать друг другу трудиться во славу Божию единодушно, единокупно, с тем, чтобы живя здесь воедино, не разлучаться им и в будущей жизни. Они веровали в обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Его, там и Он посреди них. Положив в сердце это обетование, старцы стали подвизаться в уединении: трое из них приняли на себя подвиг безмолвия, а четвертый доставлял безмолвникам пищу и все необходимое для телесной потребности. Таким образом они трудились во спасение своих душ, пока двое из них не почили в Бозе. И было открыто одному прозорливому старцу, что эти двое угодили Господу и успокоились на лоне Авраамовом. Но двое оставались еще на земле, совершая свой спасительный путь — один безмолвствуя, а другой — доставляя телесное утешение своему брату. В это время и случилась беда. Тот, который прислуживал безмолвствующему, однажды отправился в город и, по попущению Божию, по козням дьявольским, впал в грех блуда. О его падении стало известно небожителям — тем двум братьям, которые представились прежде. И стали они умолять Господа послать какого-либо зверя на согрешившего брата, чтобы чрез мученичество тот очистился от греха и был бы удостоен Царства Божия. И что же?

Когда согрешивший брат возвращался из города, то на пути ему встретился лев. Но в то же время, когда два усопших брата молили Господа об очищении согрешившего через страдания, в это же время безмолвствующий на земле брат получил откровение обо всем случившемся и со своей стороны стал умолять Бога, чтобы Господь сохранил собрату жизнь для того, чтобы тот имел возможность еще некоторое время прислуживать ему.

Две молитвы воссылались к Богу: одна — от небожителей, другая — из уст безмолвника. И Господь внял горячей мольбе живущего на земле, сказав угодившим Ему: «Вам хорошо пребывать здесь, освободившись от трудов и соблазнов, а каково тому старцу, который остался на земле и еще нуждается в упокоении? Нужно исполнить его просьбу».

Так и случилось. Лев, уже собиравшийся броситься на согрешившего брата, вдруг чего-то устрашился и освободил путь старцу. Тот же, придя в келью своего сподвижника и увидев его стоящим на молитве, рассказал обо всем, что случилось с ним в городе, и просил прощения и молитвы о себе. Оба они стали на колени и начали плакать перед Богом о том, что один из них не соблюл чистоту телесную и духовную. Согрешивший глубоко осознал свое падение и остаток дней своих провел в покаянии. По прошествии времени и эти два брата скончались. И было открыто тому же самому прозорливцу, что оба они удостоились Царства Божия и соединились с теми двумя, которые раньше скончались, в жизни вечной...

Вот, возлюбленные братья и сестры, какую великую любовь являли между собой подвижники благочестия!

Этот замечательный пример весьма пригоден и нам с вами, живущим в миру. И мы, если хотим угодить Богу, обязаны скреплять сердца братолюбием. Скреплять не на короткое время, но навсегда. Помните: не в том заключается подвиг, чтобы явить любовь, когда нам угождают, делают нам приятное. Истинная любовь не отступает и тогда, когда ближний наш оступается и впадает в грех. Будем же верны союзу любви, не отринем падшего, а подадим ему руку помощи если не наставлением, то молитвенным ходатайством пред Богом о прощении впавшего в грех брата или сестры нашей. Если мы, возлюбленные братья и сестры, будем так поступать, то, несомненно, Господь призрит на наши мольбы и подаст помощь Свою.

Итак, взирая на пример духоносных отцов, положим в своем сердце любить друг друга. Любить чистою, святою любовью, любить не словом, а делом. Любить не только тогда, когда нам благотворят, но и тогда, когда ближние находятся в бедствии или падении.

Да благословит нас Господь на это благое начинание и да сообщит Свою благодатную силу, чтобы нам укрепиться духом и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 26 мар 2013, 02:53

О ВОЗГРЕВАНИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ЧЕРЕЗ ВОСПОМИНАНИЯ

О ПРОШЕДШЕЙ РЕВНОСТИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Когда мы с вами, возлюбленные братья и сестры, были призваны благодатию Божиею на спасительный путь, то вначале имели прилежание, внутреннее горение и желание угождать Господу. Но со временем наше рвение жить по Бозе ослабевало, и мало-помалу подступало к нам опустошение сердечное. Та ревность, которая так высоко восходила к небу в первые дни нашего обращения,— эта ревность погасла. И остались у нас одни благие намерения. Но если вдуматься, если посмотреть на наше состояние через зеркало Божественных заповедей, то нетрудно понять, что совсем не таких поступков желал увидеть от нас Господь. Нет! Мы почти окончательно лишились тех высоких душевных качеств, которые бы склоняли к нам милость Божию. Нет у нас усердия в молитве, нет постоянства в доброделании, да и живем мы как-то самотеком. Выполним доброе дело — хорошо, не выполним — тоже не очень беспокоимся, надеясь, что когда-либо исполним. И так мы до сего дня пребываем в лености, в нерадении, в косности, а по существу — в удалении от спасительного пути.

А ведь мы все как будто жаждем спасения вечного! Но, видимо, эта жажда не глубоко проникает в наши сердца. Жажда эта, я бы сказал, только мысленная. Мы действительно имеем желание — но оно не подтверждено нашим внутренним стремлением, нашим внутренним произволением и утверждением. Поэтому-то наше мысленное желание, встречая на своем пути всякого рода скорби и препятствия, разбивается вдребезги. Что же нам делать? Неужели оставаться в таком плачевном состоянии? Нет, возлюбленные братья и сестры, да не будет сего с нами! Не станем внимать гласу лукавого, который успокаивает нас тем, что Господь по милосердию Своему простит нам наши прегрешения. Нет, возлюбленные чада, гоните этот коварный помысел! Гоните, пока он не возобладал вами, гоните из своих сердец, из умов, из своего произволения! Лучше послушаем, что внушают нам преподобные и богоносные отцы наши! А они умоляют нас приложить все свои силы и старания к тому, чтобы снова пробудить внутри себя горячий дух — дух ревности о спасении, дух любви к доброделанию, к жизни в Боге.

Преп. Исаак Сирианин советует, чтобы при охлаждении сердечном мы пробуждали самих себя благими воспоминаниями о тех днях, о тех моментах, когда с особою силою горели наши сердца любовию к Богу и к доброделанию.

Вот это наставление преп. Исаака Сирианина мы и воспримем как благой глас неба, воспримем — и пробудим в сердцах своих дух ревности о спасении наших душ!

Я приведу вам один замечательный пример из жизни подвижника благочестия, которому благие воспоминания помогли возвратиться от греха на путь доброделания.

В одном монастыре проживал некий весьма почтенный старец. Он был усердным служителем Богу и великим подвижником благочестия. Но и подвижники, как возвещает святоотеческое предание, могут пасть. И если они останавливаются на пути стяжания добродетелей, то тщеславные помыслы, или грехи превозношения, могут найти щелку, чтобы проникнуть в их сердца и низвести человека с высоты подвижничества до глубоких грехопадений. Так, очевидно, случилось и с этим благочестивым старцем.

Как-то однажды пришел ему в голову помысел, что он уже достиг духовного совершенства и не может пасть. А лукавый был тут как тут. Поймав подвижника на тщеславии, дьявол проник в его сердце, и постепенно старец стал ослабевать в своих подвигах. А как только он остановился в доброделании, так враг рода человеческого разжег внутри его блудную страсть. И старец, почтенный старец, убеленный сединами, оставляет пустыню и спешит в мир для того, чтобы удовлетворить плотские похоти, возбужденные сатаною! Итак, сей благочестивый старец, гонимый демоном, идет через пустыню. Палимый солнцем, он спешит добраться до города до заката. И лишь только Божественная благодать сохранила его от близкого падения! Естественная жара привела его в изнеможение. И так как продолжать путь было небезопасно, то он стал искать какое-либо пристанище для отдыха. Недалеко от места, где он изнемог, старец увидел обитель. «Зайду я в этот монастырь,— подумал он,— пережду дневной жар, а затем уже продолжу путь».

Зашел он в монастырь. Братия его приняла с любовию, потому что она слышала об этом старце как о великом подвижнике. Иноки стали умолять, чтобы он преподал им какое-либо наставление для спасения их душ. Старец, хотя и смутился их просьбой, тем не менее открыл свои уста и преподал им душеспасительное наставление. Братия плакала от умиления. Окончив наставление, старец остался в монастыре, и в это время пробудилась в нем совесть. Он стал размышлять: «Вот я учу других, а сам-то не выполняю того, что преподаю!» И начал он вспоминать благочестивые подвиги, которые он совершал много лет, живя в уединении. И это воспоминание разогрело в нем горячую ревность к прежнему благочестию. Тогда он размыслил сам в себе: «Зачем я буду губить то, что с таким трудом приобретал, много лет живя в пустыне? Нет, я не пойду в город, а возвращусь в свою келью и там принесу покаяние своему Творцу и Спасителю, чтобы Господь простил мое падение и временное отступление от благочестивых подвигов!» И действительно, встав утром от ночного одра и охраняемый Божией благодатию, старец возвратился в свою келью, проведя остаток дней в тех подвигах усердных, которые совершал до момента искушения.

Вот, возлюбленные братья и сестры, как через воспоминание о прошедших подвигах подвижники благочестия препобеждали искушения и таким способом освобождали себя от расслабления духовного. Вот так и мы станем на этот великий путь. Все мы закоснели во грехах, очерствели сердцем! Мы действительно обленились и не хотим по-настоящему трудиться в доброделании. Встречаешь иногда людей, которые как бы горят желанием делать то или иное, но, начав совершать подвиг, вскоре отступают от него, не имея ревности о продолжении доброделания. Сколько прихожан просили у меня благословения ухаживать за больными! Многих я благословлял, и какое-то время эти люди с радостью исполняли свое намерение. Но где они теперь? Увы, скоро же они ослабли и оставили свой подвиг!

Подвижники благочестия поступали иначе. Они до конца совершали подвиг, который воспринимали в начале своего спасительного пути. Не думайте, что им было легко. Нет. Они тоже встречали всевозможные искушения, препятствия, трудности, но не бросали дела своего. Я не осуждаю слабых людей, а только скорблю своим сердцем. Нелегко совершать добрые дела, чада мои, ибо все мы с вами настолько немощны, что, кажется, нет среди нас вовсе таких людей, которые бы, возжелав доброделания, остались бы верны своему намерению до конца.

Возлюбленные братья и сестры, любезные чада мои, когда же мы с вами начнем по-настоящему спасать свои души? Неужели так и будем совершать только такие дела, за которые нас люди похвалят? Да не будет сего! Да не будет в сердцах наших косности и хладности! Пора уже нам пробудиться и хотя бы немного приблизиться к тем идеалам, к тем подвигам, которые явили нам духоносные отцы и подвижники благочестия! Господь зовет нас на трудничество, на очищение душ наших, зовет на спасительный путь — путь узкий и тернистый. Не надо бояться этого тесного пути! Господь с нами, Господь близ нас. Господь Сам прошел этим тернистым путем, взойдя на Голгофу, на крест. Иной дороги нет. Широкий путь, которым идут многие люди, хотя и усеян в начале розами, но конец его — вечная погибель, вечное отторжение от жизни во Христе.

Возлюбленные братья и сестры, любезные чада, очистим же свои сердца для того, чтобы воспринять действие благодати Святаго Духа, пробудиться от греховного сна и сподобиться вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 08 апр 2013, 01:17

ОБ ОЧИЩЕНИИ ДУШИ

(На Преображение)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою якоже можаху». Такую истину возвещает нам сегодня святая Апостольская Церковь.

Приближались крестные страдания Христа Спасителя. И, естественно, взор Богочеловека остановился на Своих учениках, потому что они еще не были облечены силою свыше, еще не могли уразуметь все то, что совершал Господь на земле. Они были немощны и при виде крестных страданий Христа могли соблазниться, навсегда покинуть своего Божественного Учителя и тем самым воспрепятствовать спасению человека. Поэтому для того, чтобы укрепить их дух, чтобы рассеять всякие сомнения, могущие возникнуть в сердцах и умах апостолов при виде Голгофы, Христос Спаситель решил явить им славу Своего Божества. Но явить не всем апостолам, а только тем избранным, которым Он особенно доверял во время Своей земной жизни.

Взял Господь с Собою апостолов Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на высокую гору. И, как сказано во святом Евангелии, когда Он молился, то лицо Его просияло, как солнце, и одежды Его сделались белыми, как свет. И явились Ему два небожителя — Моисей-пророк и Илия, и стали беседовать с Ним о Его предстоящих крестных страданиях. А в это время ученики, утружденные ночным бдением, погрузились в сон. И когда они очнулись, то увидели преобразившего Господа своего и Учителя. Увидели стоящих рядом с Ним Моисея-Боговидца и Илию-пророка. Увидели — и вострепетали, восчувствовав сердцем славу Божества. Ап. Петр, который по характеру своему всегда был горяч, в смятении чувств воскликнул: «Как хорошо нам здесь быть! Сделаем мы здесь три кущи: одну Тебе, одну Илии и одну Моисею». Ибо, как свидетельствует Евангелие, он не знал, что и говорить, как выразить свой восторг. Действительно, слава Божества настолько проникла в его сердце и ум, что ничего не могло быть высказано его устами, как только: «Хорошо нам здесь быть!» В это время осенило их облако, и из облака был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте». В страхе упали ниц апостолы, но Христос прикоснулся к ним перстами Своими, поднял их от земли и сказал: «Не бойтесь». И когда они поднялись, то увидели только одного Христа, беседующего с ними.

Вот, возлюбленные братья и сестры, то величайшее событие, которое мы сегодня так торжественно отмечаем. Оно ясно показывает и доказывает всем нам, что Христос Спаситель не был простым человеком, что, являясь сиянием славы Отчей, Он был как истинным человеком, так и истинным Богом, что слава Его Божества скрывалась на время под покровом плоти человеческой. И вот эта слава Божества — насколько могли вместить ее ученики — проявилась на горе Фаворской. Эта предвозвещенная слава укрепила апостолов в той мысли, что пред ними Богочеловек. Эта слава помогла ученикам Господним не соблазниться окончательно, когда они увидели своего Божественного учителя ведомым на позорнейшую из казней. Эта слава укрепляла их дух в ожидании величайшего события — победы жизни над смертью.

Вот в чем заключается смысл Преображения Господня. Но помните, возлюбленные братья и сестры, и о том, что Преображение зовет нас всех к той славе, которую явил Господь на горе Фаворской. Преображение Господа — это и наше с вами преображение. Оно совершится во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа на страшном судище Христовом, когда Господь преобразит наше бренное естество и человек получит нетленную благодатную жизнь, где не будет уже ни скорбей, ни угнетения, ни слез, ни печали, ни воздыхания, но только вечное радование, вечное ликование, вечное славословие своего Творца и Господа со всеми ангелами и угодившими Ему. Но этого преображения, возлюбленные братья и сестры, достигнут не все. Достигнут лишь те рабы Божий, кто положил начало своему преображению здесь, на земле.

Преображение стяжается только трудами. Посмотрите: прежде чем увидеть преобразившего Господа, апостолы совершили долгое, трудное восхождение на гору. Но если труд и усилия требуются при телесном восхождении на гору, то тем более, при восхождении на высоту духовного совершенства. Здесь требуются постоянные усилия в совершении добрых дел. Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы преобразить свою душу, необходимо убить в ней господствующий грех, греховную привычку. Лишь только тогда можно насадить с помощью Божией добродетели, которые будут способствовать преображению нашей души.

Какие средства помогут нам на этом пути? Прежде всего молитвенный подвиг, покаяние, доброделание и приобщение Св. Христовых Тайн. Если мы, возлюбленные братья и сестры, уразумеем эту истину и по мере сил своих будем стараться очищать свои души здесь, на земле, то, несомненно, заложим основу для славного и окончательного преображения нашего во время второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. К этому преображению, к этой славе призвал нас всех Господь. Отзовемся же всем своим сердцем на этот зов, отречемся от греха и воспримем все доброе, все святое, чтобы сподобиться вечной жизни со всеми угодившими Богу и прославить великое имя Святой Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 17 апр 2013, 02:22

ТАЙНА ЖИВОТВОРЯЩЕГО ДРЕВА

(На Воздвижение)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы познать великую тайну Честнаго и Животворящего Креста, нам необходимо мысленно перенестись в то время, когда первозданные люди Адам и Ева находились в раю и еще не вкусили запретного плода.

Итак, пред нашим внутренним взором стоит древо познания добра и зла. Не само по себе имело это древо свойство познания, но лишь по тому повелению, которое высказал Господь при сотворении человека: «От всякого древа ты будешь вкушать, а от древа познания добра и зла не имеешь права вкусить. И в тот день, когда ты вкусишь от плода сего древа, ты смертию умрешь». Таким образом, древо познания добра и зла явилось как бы мерилом верности человека своему Творцу и Создателю. Достаточно было проявить любовь и полное послушание Господу своему, как человек сделался бы бессмертным. Но произошло нечто ужасное: соблазненный диаволом, человек не сумел выполнить одну-единственную данную ему Богом заповедь.

Ева, наслаждаясь прохладою райскою, остановилась у древа познания добра и зла, рассматривая его прекрасные плоды. А в это время враг Божий, падший ангел, в образе змия начал внушать ей совершенно неподобные для святости человеческой мысли. Он вопросил: действительно ли Господь запретил вкушать плоды от райских деревьев? Ева, не уразумев коварства дьявольского, ответила: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не вкушайте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда лукавый искуситель сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, вы будете, как боги, знающие добро и зло». И это дьявольское внушение, опасное для жизни, показалось для первозданного человека весьма приятным. Ему захотелось действительно сравняться с Богом, стать независимым от Творца своего. Потянулись руки Евы к запретному плоду и сорвали его. Вкусила Ева и — нарушила заповедь Божию. И не только сама нарушила, но и соблазнила своего мужа Адама.

Так, возлюбленные братья и сестры, совершилось преступление первозданным человеком; так человек, нарушив заповедь, восстал против Бога. Хотя и по внушению искусителя, но он допустил превозношение и тотчас же отпал от Истины. Произошло внутреннее изменение. Если до этого существовала полная гармония душевных сил, ума, воли и чувств человека, то с того момента, как он вкусил плодов от древа познания добра и зла, эта гармония нарушилась. Ничто уже не стало соподчиняться одно другому: ни ум воле, ни воля чувству. Произошла разобщенность. Это и есть та смерть, о которой Господь сказал Своему первозданному человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от древа познания добра и зла, смертию умрешь». И действительно, наступила духовная и душевная смерть. А вслед за ней последовала и смерть естественная. Вот какой плод привнесло в человеческое естество древо познания добра и зла!

Итак, возлюбленные братья и сестры, древо, стоящее посреди рая, явилось мерилом отношения человека к Богу, выбором между добром и злом. Человек не устоял в добре и допустил зло. Таким образом грех вошел в мир. Надлежало исцелить человека, надлежало вкусить плодов иного древа, которое бы вернуло человека к послушанию Богу, к любви Божественной. Необходимо, чтобы человек склонил свой слух не к льстивым словам лукавого, а к Божественной истине и готовил себя к обожению истинному, а не ложному. Познание древа добра и зла указало на гордость человеческую. Человек допустил гордыню, восхотев стать богом безо всякого труда. Но грех удалил его от обожествления. А вот животворящее древо креста Господня, пред которым мы сейчас встали мысленным своим взором, напротив, вновь открыло человеку врата райские. Это уже иное мерило отношений между человеком и Богом. На этом древе Господь Сам предал Себя смерти телесной, чтобы победить смерть и тем самым даровать падшему человеку возможность вернуть себе жизнь вечную, получить желанное обожествление. Это совершилось, возлюбленные братья и сестры, на самом позорнейшем из орудий смерти — деревянном кресте. К этому кресту был пригвожден Сын Божий, Спаситель мира, и кровь, которая истекла их пречистых ребер Спасителя, сообщила этому позорному орудию смерти Божественную силу, соделав его Честным и Животворящим Крестом Господним. Эта кровь омывает и наши с вами позорные грехи, сообщая нам особые силы для стяжания вечной жизни.

Вот, возлюбленные братья и сестры, в чем заключается тайна и сила Креста Господня. Если в раю, в месте святом, человек возымел гордыню, то здесь, на Лобном месте, человек приносит глубочайшее смирение в лице Самого Христа Спасителя, Который смирил Себя, как сказано, до смерти, «тем же и Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних».

Видите, какого подвига требует от нас животворящее древо Господне! Требует, чтобы мы (если хотим получить обожествление, стать по благодати Божией богами) смирили себя до смерти. Для этого необходимо убить в себе грех, распять себя со страстьми и похотьми, а распявши, приобрести добродетели, которые станут основой для будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.

Вот почему, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста призывает всех нас: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, потому что на нем Господь Царь славы руце распростер, чтобы нас возвести к первому блаженству».

Зная тайну Креста и слыша голос Матери-Церкви, преклоним свои сердца и главы у подножия Честнаго и Животворящего Древа, поклонимся ему и распнем здесь, у подножия его, свои греховные страсти, чтобы Господь через Крест Свой живоносный сообщил нам живительные благодатные силы к оживотворению нашего грешного естества и сподобил нас вечной жизни со всеми угодившими Богу. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 19 апр 2013, 02:03

О СПАСЕНИИ

(На Покров)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Мы, возлюбленные братья и сестры, в течение всей своей жизни решаем самый главный вопрос: как же достигнуть спасения? Этот вопрос очень важный, очень серьезный, и к нему нужно подходить со всякою строгостью и вниманием. Не думайте, что спасение вечное приходит само собою, только по милосердию Божию, безо всякого нашего участия. Нет, так думать преступно и порочно. Так думать — значит уклоняться от истинного пути. Спасение достигается не в один день, оно стяжается всей нашей жизнью.

Если мы посмотрим на св. отцов, то увидим, что они стремились угодить Богу кто с самой ранней юности, кто в середине лета, а кто начинал спасительный путь, будучи уже в преклонных годах — дело не в этом. Суть заключается в том, чтобы с момента обращения ко Христу (случись оно в младенчестве или уже на смертном одре — неважно) и до самой кончины уже не отступать от заповедей Божиих. В основе спасения лежит неутолимая жажда угодить Богу. Без этой жажды, без внутреннего тяготения к Богу, к Высшему Существу, к Творцу своему и Господу невозможно никакое духовное совершенство. Тот, в ком нет этой жажды, напрасно допускает мечты и надежды на спасение вечное. Только тот, кто алчет и жаждет правды, только тот по-настоящему насытится.

Итак, возлюбленные братья и сестры, чтобы достигнуть спасения, необходима духовная жажда. Жажда, которая будет возвышать наш ум и сердце горе, к Богу — источнику жизни. Но одной жаждой спасение, конечно, не достигается. Для того чтобы утолить эту жажду, необходимо, как это бывает в нашей обыденнной жизни, найти источник живой воды. Живая вода для нас — это слово Божие, ведущее в жизнь вечную, именно об этом сказал Господь самарянке: пьющий эту воду не возжаждет вовек, потому что она сделается в нем источником жизни вечной. Покориться слову Божественному, признать его истиною, путеводной звездой — вот задача христианина. Что же мешает нашему спасению? Мешают, конечно, наши греховные склонности. А их у нас бездна. Необходимо очистить свою душу от всякой греховной скверны, а значит — уготовить себя для длительной, неустанной, болезненной духовной брани, потому что без брани, без борьбы грех, вошедший в наше сердце, не оставляет своей обители. Он будет противиться, и противиться так сильно, что подчас человек не сумеет выдворить его из своего сердца. Но нельзя прекращать борьбу. Прекратить — значит отвергнутые Бога и предаться в рабство отцу греха.

Вот, возлюбленные чада мои, что необходимо в деле нашего спасения — очистить сердце и соделать из него обитель Духа Святаго. А для того чтобы созидать, нужно трудиться, складывая кирпич за кирпичиком в фундамент своего спасения.

Какие же камни должны лечь во главу угла храма нашего спасения? Прежде всего — это молитва к Богу и таинства, которые имеет в недрах своих Святая Церковь: таинство крещения, таинство миропомазания, таинство покаяния, таинство святой Евхаристии. Присовокупим к этому добрые дела — и получим все необходимое для спасения. «Блаженны милостивии, яко тии помилованы будут; блаженны миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся».

Вот, возлюбленные братья и сестры, что необходимо нам в деле нашего спасения! Если мы хорошо это усвоим и по мере

своих сил и стараний будем осуществлять эти истины в своей жизни, то, конечно, недалеки мы будем от спасения вечного. И в деле нашего спасения непрестанною помощницей является нам Пречистая Дева Мария, которая своим честным омофором покрывает всех нас от всякого зла. Вот к этому честному омофору, под ходатайство нашей всеобщей Заступницы Матери Божией мы и будем прибегать, дабы Ее молитвами утвердиться на спасительном пути и достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 29 апр 2013, 04:16

СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ О ХРИСТЕ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Мы часто, возлюбленные братья и сестры, нуждаемся в поддержке нашей веры. Где мы обрящем эту величайшую поддержку? Где найдем доказательства истинности наших убеждений? Кто засвидетельствует о том, что Христос действительно был на земле, что Он не только пострадал, но и воскрес, по писаниям, воссел одесную Бога Отца и является главою Церкви?

Такое утверждение нашей веры мы находим в Священном Писании. Если мы сегодня внимательно слушали послание ап. Павла к Галатам, то мы, несомненно, нашли в его повествовании утверждение о величайшей истине, о Христе Спасителе, о том Евангелии, которое было проповедано Господом, воспринято апостолами, передано Церкви Христовой и донесено до нашего слуха и сердец. Вы только вслушайтесь, о чем свидетельствует ап. Павел! Он свидетельствует, что Евангелие получено им не от человеков, а свыше, по особому Божественному откровению. Почему для обращения Павла потребовалось особое смотрение Божие? Потому, как утверждает сам апостол, что он с самого детства гнал Церковь Христову; по неразумию своему думал, что то учение, которое было проповедано Христом, не содержат в себе истины, и поэтому был жестоким гонителем христиан. Обратите внимание, возлюбленные братья и сестры: ап. Павел потому не воспринял учения Христова от людей, что он был гонителем. А как может гонитель воспринимать истину? Только еще большим ожесточением против нее. Поэтому-то ему и было особое призвание. Где это совершилось? Совершилось на пути в Дамаск, куда он отправился с письмами от первосвященников, чтобы предавать христиан на мучения. Вот здесь-то и явился ему Господь. Вот здесь-то и произошло преображение гонителя христиан Савла в апостола Павла, горячего проповедника Евангелия. А затем ему было дано еще одно особое откровение, в котором было сообщено все то учение, которое проповедовал Господь, живя на земле.

И какую же решимость явил апостол в проповеди евангельской, в деле благовествования спасения! Он, как сам говорит, не стал советоваться с плотью и кровью, т. е. не стал прислушиваться к мнению своих сородичей-евреев, которые надеялись на свое плотское обрезание и на свое плотское происхождение от Авраама. Он не стал размышлять, как же посмотрят на его обращение люди, которые уполномочили его письмами идти в Дамаск и там брать христиан: не подымут ли они на него руку? Он не стал колебаться, потому что верил в Божественную истину и помощь Того, Кто явился ему на пути в Дамаск, Кто обратил его из гонителя в ревностного последователя и проповедника Евангелия Христова.

Современная материалистическая наука отрицает существование ап. Павла. Атеисты и о Петре говорят как о личности мифической. Но обратите внимание на свидетельство ап. Павла, на свидетельство Свящ. Писания. Представим себе, что ап. Петр — мифическая личность. Тогда встает вопрос: к кому же ходил в Иерусалим ап. Павел? Петр жил, был очевидцем дел Христовых и проповедовал Евангелие Христово. С ним-то и встретился ап. Павел. Ему-то и открыл он то благовестие, которое воспринял непосредственно от Христа Спасителя. И все, что было ему открыто, все это было истинное знание, находящееся в полном согласии с тем учением, которое воспринял ап. Петр и другие апостолы. Обратите еще внимание на те строки послания, в которых ап. Павел говорит, что других апостолов он не видел, потому что они разошлись на проповедь Евангелия, видел только Иакова, брата Господня. Значит, он видел и сына Иосифа-обручника. Это он именуется братом Господним по плоти. Видите, возлюбленные братья и сестры, какое важное свидетельство находим мы у апостола языков о тех личностях, которые жили со Христом, вкушали пищу с Ним и, восприняв учение Христово, как свидетели Его дел, возвестили миру Его Евангелие. Как же тогда можно верить отрицательной науке, утверждающей, что Христа не было, как не было и апостолов?! Христос не только жил на земле — Он (вопреки утверждениям других ученых-материалистов) был и есть воистину Сын Божий, вочеловечившийся

ради спасения грешников. Об этом также свидетельствует ап. Павел. Ведь если Христос не воскрес, то как, от кого бы мог получить Евангелие будущий ап. Павел — жестокий гонитель христиан? Вот, возлюбленные братья и сестры, какое утверждение нашей веры мы получаем из Св. Писания. Итак, чтобы твердо отражать отрицательные взгляды на веру нашу, нужно чаще прибегать к свидетельствам Св. Писания. И не только прибегать, но и изучать его, жить той истиною, которую оно содержит. И тогда путь нашего спасения будет твердым и непоколебимым. Тогда и чрез нас прославится великое имя Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 03 май 2013, 04:05

О ТВОРЕНИИ ПРАВДЫ И НЕДОПУЩЕНИИ ЛЖИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Для того, чтобы нам, возлюбленные братья и сестры, сохранить правду и избежать лжи, потребуется немало сил. Не думайте, что, избегая лжи, можно избежать и всевозможных препятствий. Нет, удаляясь от лжи и достигая правды, мы обязательно встретим на своем пути всевозможные скорби и разные преткновения. Однажды некий продавец кружев, по имени Гейзер, порешил в сердце своем твердо держаться правды Божией. Поскольку я христианин, говорил он сам себе, то мне в продаже нельзя допускать какого-либо обмана или лжи. Я же завышаю цены на товары, обманываю людей. Не стану же больше так делать, а буду продавать свой товар за столько, сколько он стоит. Порешил он так — и на следующий день, открыв свою лавку, назначил определенную цену своим кружевам. Люди подошли к прилавку и стали торговаться. Но продавец заявил, что не прибавит и не убавит от цены, которая определена им за продаваемые кружева. Покупатели посмотрели на него с недоумением и, очевидно, подумав, что человек не в своем уме, удалились. Почти весь день люди приходили и уходили, не покупая товара. Прошел день, а выручки никакой. С печалью в сердце Гейзер возвратился домой. Горькие мысли одолевали его. Вот видишь, нашептывал ему лукавый, что получаешь ты за свое христианское убеждение, за опрометчивое решение быть правдивым в деле продажи! Но тем не менее Гейзер успокоил сам себя и решил продолжать поступать так, как он решил. Наступил следующий день. И снова неудача. Прошел третий день, и опять покупатели отходили от его лавки ни с чем. Почти со слезами на глазах возвращался к себе в дом продавец Гейзер. Что делать? Как осуществить принципы христианские о правде? Тогда, думал он, когда я завышал цену, люди с охотою брали мой товар, а теперь, когда я правильно оценил стоимость кружев, все люди разбежались!

Наступил четвертый день его испытания. И вот снова он стоит за прилавком. Подошла некая знаменитая барыня. Ну, думает продавец, вот теперь-то эта госпожа выручит меня в моем бедствии. Но барыня начала с ним препираться о цене: нельзя ли еще снизить ее? Продавец же не соглашался. Нет, и все. Вот столько стоит мой товар — ни меньше, ни больше. Госпожа посмотрела на него и удалилась прочь. Пошла к другим торговцам. Дрогнуло сердце Гейзера. Ну, думает он, совсем я разорился! Но случилось то, чего он, может быть, и не ожидал. Подходившая к нему госпожа, обойдя другие лавки, увидела, что другие торговцы продают свой товар гораздо дороже. Тогда она уразумела, что эти продавцы допускают ложь, а Гейзер объявил своим товарам такую цену, какая действительно соответствует их качеству. Она' возвратилась к Гейзеру и купила у него почти все кружева. С этого времени товар в его лавке всегда охотно разбирался людьми, потому что они были убеждены в том, что продавец Гейзер — честный человек.

Вот, возлюбленные братья и сестры, пример того, как трудно человеку выполнить христианские принципы о правде, не допустить ни лжи, ни обмана. Но если мы обратимся к своей жизни, то увидим, что мы оступаемся или, вернее, поступаемся своими убеждениями, своими христианскими принципами потому, что часто, очень часто допускаем ложь и обман. Если вещь продаем, то завышаем цену и плохую вещь выдаем за хорошую. Но это касается торговли. А разве в других делах мы не допускаем обмана? Допускаем. Работая на производстве или ведя какое-либо частное дело, разве не поступаемся своими христианскими принципами о правде? Подчас недобросовестно исполняем свои обязанности, бежим от честного труда, хотим сделать побыстрей, не обращая внимания на плохое качество работы. Кое-как сделаем и говорим: «Ну, ничего, это пойдет, на такой-то срок хватит — и ладно». Вот ведь как мы подчас рассуждаем! А потом сами себя убеждаем: « М ы живем в такой век, когда нельзя и правду сказать!» Получается, что без обмана в XX веке не обойтись. Нет, так рассуждать нельзя, возлюбленные братья и сестры, это равносильно тому, что плевать в лице Божие. Правда Божия — она в любое время правда, и ее нужно выполнять при любых обстоятельствах. Конечно, это нелегко. Человек, который будет стремиться осуществлять в своей жизни христианские идеалы, обязательно встретит всевозможные препятствия со стороны людей, у которых сердце неправо, искалечено греховными человеческими обычаями, страстью и похотьми. Но нельзя оглядываться на людское мнение. Наша цель — достижение святости, и поэтому как бы ни было трудно, необходимо все это преодолеть и продолжать свое шествие.

Итак, возлюбенные братья и сестры, если мы хотим подражать Господу нашему, угодникам Божиим, если мы хотим осуществить в своей жизни идеалы Христовы, то мы должны поступать так, как поступил некогда продавец Гейзер. И тогда, несомненно, будет благословение Божие на наших делах, тогда мы твердою поступью будем шествовать спасительным путем в надежде достижения Царствия Божия, чтобы со всеми святыми прославить великое имя Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Голос вечности

Сообщение LPS » 10 май 2013, 03:19

О ПРИУГОТОВЛЕНИИ СЕБЯ ДЛЯ ЦАРСТВА БОЖИЯ

(На Введение Богородицы во храм)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Для того, возлюбленные братья и сестры, чтобы Богу явиться в мир и исполнить свое обетование, необходимо было прежде приуготовить Себе освященное жилище. Таким освященным жилищем и явилась Богоотроковица Дева Мария. Ее родители Иоаким и Анна, Божиим велением, Божественною благодатию разрешились от уз неплодства. В знак благодарности Богу за Его к ним милость они дали обет посвятить рожденное ими дитя Богу. И когда прошло три года с того момента, как на свет появилась Отроковица Дева Мария, Иоаким и Анна решили исполнить свое обещание. Созвали они ближайших родственников, дев-отроковиц, возожгли свечи и в такой торжественной обстановке отправились из Назарета в Иерусалим.

В Иерусалимском храме их встретил первосвященник Захария, которому Духом Святым было открыто о Той, Которую привели в храм Божий Иоаким и Анна. Этому великому Божию архиерею было возвещено, что Сия Отроковица Мария явится селением небесным. Это Та, возвещал Дух Святый, Которую прообразовали некогда и ковчег Завета, и Ааронов жезл процветший. Это Та, Которую прообразовала манна небесная. И теперь то, что некогда являлось прообразом, завершает свое действие и уступает место самому образу, потому что Та, о Которой возвещали предметы как о скинии небесной, теперь восходит по ступеням святилища и вводится первосвященником во Святое Святых. Наступило время исполнения обетования Божия, данного человеку. Вот Она — Та, о Которой возвещала скиния, потому что во Святое Святых находится ковчег Завета, находится манна небесная, находятся жезл Ааронов процветший и скрижали Ветхого Завета. Все эти освященные предметы являлись прообразом Богоматери, и теперь Она вошла во святилище и упразднила их значение, заменив собою и ковчег Завета, и процветший жезл Ааронов, и скрижали Завета, и манну небесную. Теперь Дух Святый готовил из Нее святое жилище для второй Ипостаси св. Троицы, для Сына Божия.

Таким торжественным образом, возлюбленные братья и сестры, Богоотроковица Мария поселилась в храме Божием, чтобы приуготовить Себя к великой Божественной миссии, приуготовить в себе жилище Господне. Правда, Она еще не сознавала этого, потому что до времени была сокровенна для Нее великая Божественная тайна. Но Божий Дух Сам вел Ее к великой цели и Сам Ею руководил. Она же прилагала все старание, чтобы угодить Богу.

Жила Она при храме в течение 12 лет, занимаясь молитвословием, рукоделием и изучением Свящ. Писания. И когда Ей, по свидетельству святых отцов, исполнилось 14 лет, Ее обручили праведному Иосифу, потому что Пречистая Дева Мария дала обет не вступать в брак, посвятить Себя всецело Богу. А следует сказать, что в Ветхом Завете безбрачие не почиталось за честь, и поэтому первосвященники и священники недоумевали, как же выполнить обет Девы Марии?! И разрешили свое недоумение тем, что обручили Отроковицу Иосифу праведному, который охранял Ее девство и в то же время считался законным Ее мужем.

Вот, возлюбленные братья и сестры, какие удивительные события мы сегодня с вами воспоминаем. Дивны дела Господа, Который призрел на смирение рабы Своея и ниспослал Духа Святаго Своего, чтобы во чреве Девы совершилось Боговоплощение.

Нам с вами, возлюбленные братья и сестры, тоже необходимо приуготовлять себя для встречи со Христом. Господь всех нас

призывает войти в Царство Божие, всем Господь открывает Свое небо — величайшее Святое Святых. Иди в это небо, человек, иди, не оглядываясь назад, лишь преклоняй свою волю пред благостию Божественной! Вся жизнь наша, возлюбленные братья и сестры, есть священное приуготовление. Мы приуготавливаем себя к вечной жизни во Христе через покаяние и причащение. Когда мы невидимому Богу исповедуем грехи свои, каемся и оплакиваем свои грехопадения, то каждый раз, призирая на наше искреннее раскаяние, Господь прощает нас, и, прощая — допускает к теснейшему единению со Святое Святых, с Самим Господом нашим Христом Спасителем. Вот тогда и мы уподобляемся Деве Бого-отроковице, тогда и мы из своих сердец делаем жилище Божие. И в это жилище входит Господь, чтобы соделать из нас сосуд избранный.

Итак, возлюбленные братья и сестры, если мы хотим, чтобы Господь вселил нас в небесный Свой чертог, то мы должны готовиться к этому всю свою жизнь, очищать себя от скверны греховной, насаждая в своих сердцах добрые христианские навыки. И тогда Господь благословит нас Своею десницею, укрепит на спасительном пути и сподобит войти в Царство Божие, где воссылается Пресвятой Троице вечная слава от Ангелов и от всех угодивших Богу. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 12 май 2013, 04:57

1973 год

О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ В ДОБРОМ ДЕЛАНИИ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Древние подвижники Христовой Церкви часто собирались у какого-либо старца и там все вместе рассматривали свои подвиги. И это было у них, возлюбленные братья и сестры, положено за правило, потому что они боялись уклониться от истинного пути, полагаясь на собственную волю.

Однажды, следуя этому обычаю, пришли к Антонию Великому египетские подвижники и, усевшись на незатейливые седалища, которыми располагал преподобный, стали вечерять. И чем больше они рассуждали между собою, тем больше возникало вопросов, и в конце-концов собравшиеся пришли в недоумение: какой же подвиг более приличествует инокам и вообще спасающимся? Начали преподобные подвижники духовное собеседование в вечернее время и продолжали его в течение всей ночи. Такова была усладительная беседа между ними. В самом деле, возлюбленные братья и сестры, как нам не подивиться тому внутреннему духовному богатству, которым были наполнены сердца этих подвижников! Представьте самих себя собравшимися на подобное собеседование. Вряд ли оно продлится более 5 или 10 минут! А дальше, как говорится, мы начнем переливать из пустого в порожнее, вспоминать те или иные свои поступки, перейдем к осуждению поступков других и в такие дебри зайдем, что, пожалуй и не выберемся из них чистыми от греха. Великие же подвижники отличаются иным духом — духом любви, смирения и рассудительности. Но вернемся в келью Антония Великого.

Итак, принялись великие подвижники обсуждать, какой же подвиг больше всего угоден Богу для иночествующих, для пус-тынножительствующих и безмолвствующих. Одни из подвижников восхваляли добродетель воздержания, другие — бдение, иные — милосердие, любовь к ближнему. Когда почти все старцы высказали похвалу той или иной добродетели, тогда заговорил великий Антоний. Он сказал так: «Отцы всечестные, все, что вы сказали в похвалу той или иной добродетели, все это хорошо. Все эти добродетели необходимы для подвижников благочестия, однако архипастыри говорят о том, что многие брали на себя подвиг воздержания, поста, молитвы, но, как не имевшие рассуждения, падали падением великим. Я думаю,— заключил преп. Антоний,— что наивысшей добродетелью для иночествующих и для спасающихся является рассудительность, потому что, не имея этой добродетели, человек может впасть в крайность: либо в чрезмерное воздержание, либо, наоборот, в пресыщение; либо он будет усердствовать не по разуму, либо ослаблять молитвенное бдение, расточать до основания свое имение, впадать в нищенство и уклоняться с пути истинного. Потому-то более всего необходимо глубокое духовное рассуждение».

И как пример, подтверждающий мысль преп. Антония, старцы тут же вспомнили об одном подвижнике, египтянине Ироне, который за несколько дней до их собеседования пал. И пал падением великим. Вспомнили они этого старца, который провел в пустыне около 50 лет. Причем, этот подвижник проводил жизнь самую суровую, имел крайнее воздержание в пище и питии, спал на голой земле, удалял себя от общения и уходил в глубину пустыни на безмолвие. В таком подвиге подвижник Ирон пребывал почти полвека! Он, как свидетельствовали подвижники, боялся даже в день Св. Пасхи иметь общение с братией, чтобы не нарушить того правила, которое установил для себя. Что же случилось с этим подвижником благочестия? Случилась беда. Однажды, когда он как бы находился в экстазе, созерцая высшие сферы, незаметно для него дьявол прокрался в его душу. Сначала он обольщал его разными видениями, сновидениями и, наконец, явился ему в образе ангела. И обольщенный Ирон поклонился ему, как ангелу — не рассуждая. Тот же в злорадстве своем повелел подвижнику: «В сегодняшнюю ночь, в 12 часов, иди к колодцу и бросся туда вниз, на дно, и ты получишь подтверждение в том, насколько твои подвиги высоки и угодны Богу»• Не уразумев коварства и лести дьявольской, не посоветовавшись с духовными отцами о том, что возвестил ему ангел сатаны, подвижник благочестия исполнил волю супротивника. Как только наступил 12-й час ночи, он отправился к колодцу, из которого брали воду братия, и бросился в него. Колодец был глубокий, и бедный старец, упав, лежал на дне. Утром братия стали искать, куда же пропал старец, и нашли его через некоторое время лежащим в колодце. С Божией помощью они едва смогли вытащить его оттуда. А спустя два дня старец Ирон скончался.

Вот, возлюбленные братья и сестры, как опасно руководиться своей волею, как опасно без совета духоносных отцов совершать тот или иной подвиг!

Для чего сегодня я рассказываю вам о том, как рассуждали великие подвижники Христовой Церкви? Для того, чтобы мы тоже были рассудительными христианами. Без рассуждения подвизаться опасно. Можно впасть в прелесть духовную и, следовательно, уклониться от истины. Поэтому-то прежде, чем брать на себя тот или иной подвиг, нужно проверить свое намерение, сверить его с Божественным Писанием и учением святых отцов и, если есть такая возможность — посоветоваться с более опытными людьми, со своими духовными отцами: принесет ли нам пользу душевную задуманный подвиг или же, наоборот, уклонит нас на путь погибельный? Если кто берет на себя, допустим, подвиг воздержания — получите прежде благословение и постоянно проверяйте себя: по силам ли предпринятое? Берет ли кто какое молитвенное правило — тоже хорошо поразмыслите, прежде чем определить его размер, чтобы можно было нести этот подвиг радушно и неизменно, не отягощая сердца и души. Вступая на стезю милосердия, смотрите, чтобы и этот подвиг был царским, т. е. занимал бы золотую середину между чрезмерной щедростью и крайней скупостью,— потому что чрезмерная щедрость приведет человека к нищете и вынудит его обременять других, а скупость ожесточит сердце. Значит, нужно избирать золотую середину, употребляя во всех подвигах благочестия духовное рассуждение и прибегая к совету и благословению наших духовных наставников.

И если мы станем так поступать и так рассуждать, то недалеки будем от истинного благочестия. Тогда почиет на нас благословение древних подвижников Божиих, укрепляя нас на пути к вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Голос вечности

Сообщение LPS » 14 май 2013, 06:01

О БЛУДНОМ СЫНЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Как человек удаляется от истины Божией? Что он чувствует в греховной жизни? Каким образом происходит раскаяние человеческое и возвращение в отеческий Божий дом? Эти вопросы, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь раскрывает пред нами в неделю о блудном сыне. И чтобы мы могли сохранять самих себя от падений и в то же время разумно пользоваться теми средствами, которыми Господь призывает нас к покаянию и исправлению, мы должны хорошо

усвоить, что же лежит в основе грехопадения. Об этом поведал нам Господь Иисус Христос в евангельской притче о блудном сыне.

У одного человека, говорил Господь, было два сына. И меньший сказал однажды отцу: «Отче, дай мне надлежащую часть имения». И отец разделил имение между сыновьями. По прошествии времени младший сын взял свою часть и ушел в дальнюю страну, где проводил свою жизнь распутно, греховно. Когда же он изжил свое богатство с распутными женщинами, то стал нуждаться. В той стране случился великий голод, и чтобы не умереть, блудный сын нанялся в работники пасти свиней. И он был рад напитать свое чрево рожками, которыми питались свиньи, но и этой пищи ему не давали. Тогда, как сказано, он пришел в себя и подумал: «Столько наемников у моего отца пользуются благостию его и питаются, а я вот здесь, живя в далекой стране, изнываю от голода. Встану, пойду и скажу: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном, прими меня в число наемников твоих». И встал он и пошел. И отец принял его в свои объятия, возвратив ему сыновнее достоинство.

Вот какую притчу изложил нам, возлюбленные братья и сестры, Спаситель мира — притчу о падении и восстании.

Как же происходит грехопадение? Человеку даны заповеди Божий, сохраняя которые, он тем самым стяжает себе благодатную жизнь. Но все горе в том, что не всегда человек ценит это богатство — исполнение Божественных заповедей, от которых питается его душа. Подчас приходят такие минуты, когда в человеке оскудевает любовь к своему Источнику жизни, любовь к своему Творцу, и тогда все то, что служит пищею духа человеческого, становится уже как бы в тягость ему. Он старается освободить себя, удалить, сбросить бремя заповедей Божиих и стать на самостоятельную стезю, жить так, как ему хочется. Иными словами, человек удаляет себя от Господа и идет в объятия греха. Вот это и есть начало падения.

Итак, началом удаления из отеческого дома служит охлаждение любви к Богу. Человек старается сбросить с себя благое иго Христово и удалиться в страну далекую, в страну греха, где, как ему кажется, он будет веселиться и радоваться без конца. Грех рисует в уме человеческом все сласти, все прелести мира. Он зовет, манит к себе. И человек, не разобравшись в этом обмане, оставляет пищу духовную и обращается к пище животной — ко греху. Вначале, пока он еще не расточил задатки благодати Св. Духа, он чувствует в себе силу, жизнь. Это подобно, возлюбленные братья и сестры, отломанной ветви. Ведь когда ветвь от здорового дерева отделяется, то она не сразу засыхает, а имеет в себе некие соки, полученные от древа. И некоторое время эта ветвь питается оставшимися соками. Ну а потом? А потом наступает известный конец — засыхание. Вот то же самое происходит и с человеком греха. Человек оскудевает духовно. Все, что было дано ему чрез исполнение заповедей Божиих от Божественной благодати, все оскудевает, упраздняется, и человек постепенно духовно засыхает. В человеческом сердце образуется пустота. Эта ужасная греховная пустота не дает человеку ни минуты покоя. И тогда человек начинает метаться, искать разного рода развлечения, разжигая себя то похотью плоти, то гордынею, то злонравием, злобою, завистью, стяжательством и иными греховными делами. Но все это не приносит удовлетворения. И если бы не милосердие Господне, то что сталось бы с нами, обольщенными кознями диавола?! Даже в грехе Господь не оставляет человека Своею милостью. Он в Своем Промысле имеет множество способов вернуть нас на путь истинный. Подчас это очень горькие лекарства: и трудные обстоятельства жизни, и болезни, и нужда... Но посылая всевозможные скорби, Господь пробуждает человека, стучится к нему: проснись, восстань, человек, ты находишься в опасности!

Вот, возлюбленные братья и сестры, в какую область входит человек, оставивший пищу духовную и обратившийся к пище греховной. Он теряет духовную радость, опустошает себя и становится рабом греха. И если грех не окончательно истребит в человеке добрые начала, то всегда остается возможность пробуждения от сна греховного. Но бывает и так, что грех полностью порабощает человека, так что тот атрофируется, теряет чувство духовного восприятия и оказывается не способен ни к какой духовной жизни, ни к какому пробуждению. Но если, как я сказал, в человеческом сердце еще остается уголок доброй почвы, то на эту почву Божественная благодать бросает свое семя. И тогда-то наступает пробуждение. Как оно наступает?

Как у евангельского блудного сына. Сказано: когда он изнывал от голода, то пришел в себя. Что это значит — прийти в себя? Это значит — осознать свое опасное положение, свое пагубное состояние. Пред человеком греха милостию Божией как бы открывается завеса, и он видит себя стоящим на краю пропасти, так что еще один шаг— и он неминуемо упадет в бездну и погибнет окончательно. Вот это и называется прийти в себя.

Когда это происходит, тогда человек начинает вспоминать о прежней благодатной жизни в отеческом доме. Заповеди Божий, которые казались ему некогда весьма тяжкими, теперь приобретают совершенно иную окраску и вызывают в памяти уже не горечь, а сладость. В такой момент созревает решимость. Решимость восстать и удалиться от пропасти. Это вторая ступень действия Божией благодати на душу человеческую. Затем наступает третья, спасительная ступень пробуждения — это та, когда блудный сын не только решился вернуться в отчий дом, но встал и пошел, т. е. он уже победил в себе греховное рабство и с чувством глубокого раскаяния возвращается на круги своя.

Вот каким образом, возлюбленные братья и сестры, совершается спасительное покаяние. Вот что требуется от нас — возвратиться в отчий дом и молить Господа своего и Творца о прощении. Но помните, возлюбленные: Господь принимает только искреннее раскаяние. Только в том случае, когда человек осознает свое грехопадение, смирит себя пред Творцом своим и воскликнет: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою, я уже недостоин называться Твоим сыном, потому что нарушил все Твои заповеди, расточил все, что Ты мне дал! Поэтому прими меня хоть в число наемников Твоих, чтобы мне трудиться и получать положенную часть пищи, вкушая которую я мог бы жить». Только в этом случае Господь возвращает нам светлые одежды.

Вот, возлюбленные братья и сестры, что раскрывает нам Святая Церковь в неделю о блудном сыне. Раскрывает, как человек, постепенно удаляясь от истины Божией, оказывается в области греха, раскрывает, как происходит пробуждение и возвращение в отеческий дом. И мне хочется, чтобы мы никогда не удалялись из отеческой ограды, чтобы иго Божие не было для нас тягостным. Оно по существу и не тягостно. Разве мы не слышим голос нашего Божественного Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». Вот он, истинный глагол Божий! Если мы будем выполнять заповеди Божий с любовью и ради любви, то иго Христово будет для нас легким. Тогда не уйдем мы в страну далекую, тогда не овладеет нами грех, тогда не нужно нам будет и возвращаться. Как хочется, чтобы не испытывали мы той душевной пустоты, которая ведет к погибели вечной! Да сохранит нас от этого Господь! Так приидите, покайтеся, оставьте свой грех, чтобы насладиться вечной блаженной жизнью и славить сердцем и устами великое имя Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Голос вечности

Сообщение LPS » 19 май 2013, 02:17

ПУТЬ ИУДЫ И ПУТЬ ХРИСТА

(На Пассии)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


День уже клонился к исходу, когда вооруженная дрекольями толпа доставила во двор иудейских первосвященников Анны и Каиафы преданного Иудой Христа Спасителя. Тот, Кого еще недавно сопровождал предатель, называвший себя Его учеником, Тот, от Которого он слышал глаголы вечной жизни, Тот, Кто исцелял больных и воскрешал мертвых, теперь, возлюбленные братья и сестры, стоял перед незаконным судилищем. Слуги иудейских вождей издевались над ним, ударяли Его, плевали в лицо и, надсмехаясь, говорили: «Радуйся, Царь Иудейский!» Но одного Его уничижения им было мало. Ярость гонителей Христовых могла утолить только Его кровь. И они упорно искали повод для предания Его смерти.

Первосвященники и старейшины перебирали в памяти все деяния Богочеловека, но не могли обнаружить в них ничего преступного. Наступила ночь, но они не разошлись по домам, а продолжали свой незаконный суд, спеша подготовить обвинение для утреннего заседания синедриона, на котором могли бы официально объявить Ему смертный приговор. Они нашли лжесвидетелей, но и те, при всем желании угодить первосвященникам, не сумели вспомнить что-либо из Его поступков, подлежащее смерти. Тогда, отказавшись от мысли обвинить Христа в уголовном преступлении, фарисейское сборище принялось гадать, как можно обвинить Его в преступлении против веры. Вдумайтесь, возлюбленные чада мои: Самого Бога они желали уличить в хуле на Себя!

И решение было найдено. «Заклинаю Тебя Богом живым,— лукаво обратился к Спасителю Каиафа,— скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» А надо сказать вам, возлюбленные, что подобное заклинание являлось официальной формулой иудейского суда, которое призывало в свидетели ответчику Бога. На такой прямо поставленный вопрос, да еще под заклятием, Господь не мог не ответить прямо. И Он возгласил: «Ты сказал». Более того, Он предрек своим беззаконным судиям и всему народу Божию: «Отныне узрите Сына Человеческого сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Но разве мог служитель тьмы уяснить истинность слов Спасителя?! Нет, он мог лишь в злорадстве своем воскликнуть: «Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вы считаете?» И обратившись к собравшимся, он, наконец, услышал долгожданный ответ: «Повинен смерти!»

«Повинен смерти!» Услышав такой приговор, Иуда пришел в волнение. Забеспокоилась совесть предателя, узрев плоды собственного беззакония. Не зная, как исправить содеянное, он решил возвратить первосвященникам и старейшинам те 30 сребреников, которые получил за свое предательство. Отдавая их, Иуда сказал: «Согрешил я, пролив кровь невинную». Но мог ли он получить утешение от тех, кто жаждал крови Христовой? М о г ли успокоить свою совесть и получить от них прощение грехов? Конечно, нет. Поэтому и услышал он пренебрежительные слова: «Что нам до того? Смотри сам». Так ответили священники несчастному Иуде. А совесть, словно червь, все больше и больше точила его сердце. Ушел Иуда от первосвященников, бросил сребреники в храме и, гонимый темной силой, удалился в потаенное место, избрал себе древо и повесился на нем. Когда, по преданию, сук, на котором висел Иуда, обломился, то он упал на землю и все внутренности его выпали наружу.

Несчастный человек Иуда, если бы ты не пошел к жестоковыйным первосвященникам и старейшинам, если бы ты обратился к Источнику жизни — Христу, то, конечно, получил бы от Него прощение. Но ты пошел к богоубийцам, поэтому и не получил утешения, завершив свою жизнь на древе, для вечной твоей погибели.

Вот, возлюбленные братья и сестры, путь, по которому пошел Иуда. Путь, который привел на древо, но не на древо крестное, а на древо позора и вечных мучений адовых.

Иное древо готовилось для Спасителя мира.

После того, как Пилат по требованию первосвященников, старейшин и князей иудейских осудил Христа Спасителя на смерть, тогда воины взяли Христа и, возложив на Него крест, повели на Голгофу. Господь изнемогал под тяжестью креста, потому что тело Его было изранено и не мог Он нести той тяжести, которую возложили на Него. Тогда крест возложили на Симона Киринейского, который пошел впереди, чтобы донести крест Христов на Голгофу.

Идет Господь на страшную крестную смерть, сопровождают Его люди, жены иерусалимские, которые плачут о Нем и скорбят. И Господь, откликнувшись сердцем на это рыдание, предупреждает их: «Дщери иудейские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и о детях ваших... Если так поступили они с древом живым, то как же поступят с древом иссохшим?»

«Не плачьте обо Мне»,— говорил Христос, потому что слез и рыданий достойны те люди, которые не выполнили свою задачу на земле. Он же, Господь наш, ни на йоту не отступил от Своей миссии и добровольно пошел на смерть.

И вот она, возлюбленные братья и сестры, страшная гора Голгофа. Христа возлагают на крест. Жестокие воины берут в руки гвозди и тяжелый молот... И вы слышите, слышите этот стук молотка, ударяемого в гвозди? Видите, как раздираются члены Христовы от острых гвоздей? Несомненно, Христос перенес в это время нечеловеческие мучения, но перенес добровольно. И вот Он, уже пригвожденный, висит на кресте. Из Его пречистых ран льется живоносная кровь. Вот Он, возлюбленные, взирайте — и переносите себя на эту страшную Голгофу, на этот крест!

«Боже Мой, Боже Мой! — взывает Господь к Отцу Своему,— для чего Ты Меня оставил?» А воины и люди, стоявшие здесь, смеются над Ним, усугубляя Его страдания. «Э, э! разрушающий храм, спаси Себя. Других спасал, а вот теперь Самого Себя не можешь спасти. Сойди со креста, и тогда мы уверуем, что Ты Сын Божий». Такие издевательства изрыгались из уст тех, кто жаждал крови Христа.

Для чего Ты, Спаситель, взошел на крест? И слышим мы как бы из уст Его ответ: «Я взошел на крест для того, чтобы очистить ваши грехи. Очистить, убелить вас паче снега, явить вам Свою любовь, показать, что это ваши грехи возвели Меня на позорное древо».

«Совершилось!» — возгласил Господь. Совершилось спасение человеческого рода на кресте. Господь пригвоздил человеческий грех, чтобы он больше уже не убивал человека.

Возлюбленные братья и сестры! Пред нашим взором пролегли два пути. По одному пошел Иуда-предатель, по другому — Спаситель мира.

Неужели мы с вами будем настолько неблагоразумными, чтобы избрать путь Иуды? Да не будет сего, возлюбленные! Да убежим мы участи предателя! И если когда и впадем в какой-либо грех — не будем отчаиваться! Не думайте, что Господь правды не имеет милосердия! Нет! Милость Божия превозносится над правдою. Поэтому в грехопадении нашем поспешим не к первосвященникам иудейским, не к жестоковыйным судиям, а к Тому, Кто имеет власть разрешать нас от грехов, Кто имеет власть отверзать двери рая. Поспешим же на путь Христов, на распятие своих грехов! Это единственный путь к спасению, к жизни вечной.

Итак, поспешим же на этот путь, призывая своего Пастырена-чальника, чтобы Он, как пострадавший за нас, как изливший за нас Свою пречистую кровь на кресте, укрепил нас в борьбе со грехом, очистил от всякой греховной скверны и взрастил в нас добрые христианские навыки, дабы и нам сподобиться вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Голос вечности

Сообщение LPS » 06 июн 2013, 02:11

О ПРОЩЕНИИ ОБИД

(В прощеное воскресенье вечером)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Пред нами, возлюбленные братья и сестры, открывается спасительная возможность явить верность Заповедям Божиим на поприще Великого Поста. И голос Божественный призывает нас вступить на это поприще, чтобы пройти его достойно и радостно встретить великий праздник Св. Пасхи. Таким образом пост является как бы преддверием небесной жизни, преддверием торжества. Но чтобы достигнуть торжества, нужно пройти и через преддверие, где небесные служители будут проверять каждого из нас и вопрошать: с каким багажом ты хочешь встретить Св. Пасху или войти в Небесный Чертог? Если твоя ноша — греховное естество, то не дерзай, человек, встретить светлое Христово Воскресенье и войти в Небесный Чертог с радостным сердцем. Небесные слуги возьмут тебя и ввергнут во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.

Возлюбленные братья и сестры, пост — это особое время, когда мы должны внимательно посмотреть на состояние своей души, на состояние своего духа. Чем одержима душа? Есть ли в ней что-то сродное, соединяющее нас с небесной жизнью? Или, быть может, ничего доброго там уже не осталось?

Итак, мы в преддверии Великого Поста. Мы уже хотим вступить на поприще подвига духовного и телесного воздержания. Сможем ли мы достойно пройти это испытание, сумеем ли убелить свои одежды, очистить их от всякой греховной скверны и войти в Небесный Чертог, чтобы со всеми угодившими Богу возрадоваться и возвеселиться? Вспомним, возлюбленные братья и сестры, человека, который, как сказано в Евангелии, явился на брачный пир не в праздничной одежде. Хотя он и вошел в дом, будучи приглашенным, но услышал страшный приговор Домовладыки: «Раб лукавый, как ты смел войти сюда не в брачной одежде? Возьмите его и ввергните в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов». Видите ли, возлюбленные, как этот человек, хотя и прошел через двери, но, не очистив себя слезами покаяния, не омыв грязных одежд своей души, был извергнут из брачного чертога.

Подобное может случиться и со всеми нами, если мы не оплачем своих грехопадений, если не убелим своих одежд слезами покаяния. Как страшно будет тогда услышать Божественный глас: «Вон изыдите из Моего светлого чертога, отыдите от Меня все делающие беззаконие!» Чтобы этого не случилось, возлюбленные братья и сестры, чтобы нам услышать радостный, утешающий глас нашего Творца и Господа: «Благий и верный раб, вниди в радость Господа твоего!» — станем стремиться к тому, чтобы достойно потрудиться на поприще Великого Поста. Потрудиться так, чтобы сердце плакало, чтобы слезы смывали всю скверну и грязь греховную, очищая храм души нашей для Духа Святаго, укрепляющего нас на пути спасения. Начнем же свой труднический путь к светлому Христову Воскресенью с прощения всех своих обидчиков. Необходимо, чтобы каждый простил друг друга нелицемерно, искренне, до конца, не оставляя ни капли раздражения и досады на ближнего в потаенных уголках своего сердца. Без этого невозможно соблюдать воздержание телесное и духовное, и такой пост неугоден Богу. Итак, возлюбленные братья и сестры, каждый из нас, несомненно, имеет друг на друга ту или иную обиду. И я, архипастырь ваш, порой допускаю ропот на своих чад. Поэтому-то за все, чем я вас огорчил, возлюбленные братья и сестры: делом, словом и помышлением ,— за все это искренне прошу вас простить меня. И я от чистого сердца прощаю всех, кто чем-либо огорчал меня, и благословляю вас на великий подвиг святого Поста во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Голос вечности

Сообщение LPS » 18 окт 2013, 01:58

О ЖЕРТВЕ БОЖИЕЙ И ЖЕРТВЕ САТАНЫ

(На Пассии)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великий Четверг, возлюбленные братья и сестры,— великий и страшный день в судьбе человеческой. Страшный — потому что в этот день богоубийцы взяли Христа Господа нашего и, надругавшись над Ним, осудили Его на смерть. И воистину велик тот Четверг, потому что в предчувствии конца Своего земного пути Спаситель мира установил Таинство Святой Евхаристии.

Итак, Тайная Вечеря. За просторным столом в широкой устланной комнате возлежит Иисус Христос со Своими учениками.

Лицо Его одухотворено Божественною славою. К Его Божественному сердцу льнут сердца апостолов. Иоанн, Петр, Андрей, Фома, Филипп и еще шестеро, возлежа близ Господа, испытывают небесную радость. И в то же время смутная, необъяснимая тревога объяла их сердца. А источник этой тревоги — двенадцатый из апостолов, предатель-Иуда,— разделяя трапезу со Господом, уже замыслил самое гнусное из всех мыслимых и немыслимых предательств: предательство Самого Бога.

Такая картина предстает перед нашим мысленным взором, когда мы вспоминаем события Великого Четверга. Но сегодня, возлюбленные братья и сестры, мне хочется увести вас мыслию дальше, в небесные сферы, где в Предвечном Совете Пресвятой Троицы Бог Отец предрешил предать Сына Своего Единородного на крестные муки во искупление человечества, принеся тем великую жертву Любви.

И там же, в мире неземном, но только в другом месте, в бездне адовой, готовилась другая, сатанинская жертва. Отец лжи, исконный враг Бога и человека положил в своем злобном сердце принести чудовищную жертву греха, выбрав себе орудием алчного сребролюбца Иуду.

Вот почему в эти святые минуты лик Христа исполнен неземной радости — потому что не о предстоящих мучениях думает Господь, а о грядущем спасении человечества. Великая жертвенная Любовь озаряет Его сердце, сообщая радость всем участникам Тайной Вечери. И только ожесточенное сердце Иуды не трогает эта Божественная благодать. Предателю, по воле дьявольской, тоже предстоит окончить свои дни на древе. Но не во искупление, а ради утверждения греха приведет его сатана к такой позорной кончине. Вот какая величайшая тайна сокрывается на Тайной Вечери.

Мне хочется также обратить ваше внимание на то, возлюбленные чада мои, каким образом допустил Иуда в свое сердце внушение дьявольское. Он более Господа возлюбил богатство. А когда сердцем его завладели алчность и сребролюбие, тогда этот порок вытеснил прочь все духовное, все святое. В душе Иуды не оставалось ничего одухотворенного, поэтому когда проповедовалось учение о любви, он не мог уже воспринять духовное учение. Вот почему Иуда был безрадостен на Тайной Вечери, вот почему для него был приятен зов сатаны, который двинул его на преступление.

Итак, возлюбленные братья и сестры, если мы хотим, чтобы дух наш возвышался, чтобы мы всегда оставались близ сердца Христова, то мы должны следовать тем ученикам, которые на Тайной Вечери льнули своими сердцами к сердцу Господа. Боже

упаси убивать в себе духовную жизнь грехом, ибо чрез это мы допустим в свое сердце отца лжи, который не замедлит использовать нас в противоборстве учению Христову. Поэтому, чтобы не случилось с нами того, что случилось с предателем Иудой, да убежим мы от всякого греха, удаляющего нас от истины Христовой. Возлюбим духовную пищу, возлюбим то учение, которое проповедал нам Господь наш Иусус Христос. Тогда-то удалится от нас сатана. Тогда сердце наше приблизится ко Христу, и мы вместе с учениками Его пойдем спасительным путем и достигнем вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.


Ответить