Вечный Закон

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 17 окт 2013, 02:55

ГЛАВА ВАЕРА * וירא I
(13.10.2013 – 19.10.2013



Б‑г явился Аврааму через три дня после того, как он сделал себе обрезание (ему тогда было 99 лет). Авраам увидел трёх странников и поспешил позаботиться о них (это были ангелы, которые явивлись в облике людей). Один из гостей сообщил Аврааму, что ровно через год бесплодная Сара родит сына. Сара услышала это и засмеялась, не поверив.

Авраам попытался вымолить у Всевышнего прощение городу Сдому. Двое из трёх ангелов пришли в обречённый город. Там Лот, племянник Авраама, оказал им гостеприимство (несмотря на то, что законы Сдома запрещали принимать гостей). Затем Лот укрыл своих гостей от толпы разгневанных жителей. Ангелы сообщили, что они посланы уничтожить это место и спасти Лота и его семью. Лот, его жена и две дочери ушли из Сдома. Ангелы запретили им оборачиваться и смотреть на гибнущий город. Жена Лота нарушила запрет и погибла – превратилась в соляной столб.

Лот и две его дочери укрылись в пещере. Дочери Лота подумали, что все люди, кроме них и их отца, погибли. Тогда дочери, напоив отца вином, зачали от него сыновей. Родившиеся сыновья стали родоначальниками народов Моава и Амона.

Авраам переехал в Грар. Сара снова, как раньше в Египте, назвалась сестрой Авраама. Царь филистимлян Авимелех забрал Сару к себе во дворец. Во сне Б‑г предупредил Авимелеха, что тот умрёт, если не вернёт Аврааму его жену. Авимелех послушался.

Б‑г дал сына Саре и Аврааму, его назвали Ицхак (что значит «рассмеётся»). Аврааму тогда было 100 лет, Саре – 90. На восьмой день Ицхаку сделали обрезание.

Агарь и Ишмаэль были изгнаны из дома Авраама. Ишмаэль чуть не умер в пустыне от жажды, но Б‑г спас его.

Авимелех пришёл в Беэр‑Шеву к Аврааму и они заключили союз.

Б‑г подверг Авраама главному испытанию: Он повелел Аврааму принести Ицхака в жертву на горе Мория. Авраам, не задумываясь, пошёл туда с Ицхаком. Они пришли на гору на третий день. «И пришли на место, о котором сказал ему Б‑г; и устроил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего». Тогда ангел Б‑га остановил Авраама. Авраам нашел неподалёку ягнёнка и принесён его в жертву вместо Ицхака. Авраам выдержал испытание и удостоился благословения.

Б‑г сообщил Аврааму, что у его племянника Бетуэля родилась дочь Ривка. Впоследствии Ривка станет женой Ицхака.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Авраам сделал себе обрезание в 99 лет. В чём смысл его поступка?

В чём заключается смысл поступка Авраама? Даже когда еврею уже исполнилось 99 лет и он провёл все эти годы в беспрерывном служении Б‑гу, он всё равно должен сделать обрезание в духовном смысле (это не отменяет необходимость физического обрезания). Он должен обрезать «крайнюю плоть» мира, покрывало эгоистических желаний, скрывающее истинную природу еврея как Б‑жественного творения.

В трактате «Пиркей авот» написано: «Когда человеку исполняется сто лет, он уже словно умер и покинул этот мир». Другими словами, в этом возрасте (календарном или духовном), когда мир перестаёт скрывать Истину, человек понимает скрытое значение обрезания. До тех пор, пока до этого остаётся хотя бы один год или один уровень святости, задача остаётся невыполненной.

Между Авраамом и обрезанием есть особая связь. Сказано, что шесть заповедей были даны Адаму, седьмая – Ноаху и ещё одна, дополнительная, Аврааму – заповедь обрезания. Раз эта заповедь впервые была дана Аврааму, она должна иметь к нему особое отношение. Значит, обрезание не просто прибавляло что‑то к 99‑ти годам его служения – до обрезания в его жизни не хватало главного. Это подтверждается и тем, что Б‑г, давая эту заповедь, сказал Аврааму: «Стань совершенным», то есть до обрезания его служение не было до конца совершенным.

Обрезание Авраама имеет ещё более глубокий смысл. Известно, что заповеди, которые мы соблюдаем, превосходят те, которые выполняли наши предки до Дарования Торы. В Мидраше написано, что заповеди, которые соблюдали праотцы, похожи на запах (хорошего масла), а наши – это и есть «настоящее масло».

Дело в том, что наши праотцы соблюдали заповеди в большей степени по своей воле, по душевному порыву, чем по Б‑жественному указу. Но в наше время, после Дарования Торы, мы, исполняя заповеди, исполняем волю Заповедававшего. Именно поэтому заповеди, данные на горе Синай, начинаются словами: «Я – Г‑сподь, Б‑г твой». Дарование Торы навсегда изменило наш мир, принесло в него вечную святость. А добровольная праведность праотцев не связывала их с волей Б‑га. Святость, которую они принесли в мир, оказала на него лишь временное влияние.

Тем не менее, есть правило: «Деяния отцов служат знаком для их детей». Духовные источники, которые нам помогают выполнять заповеди, достались нам в наследство благодаря нашим предкам и их добрым делам, совершенным ещё до Дарования Торы. Каким образом эти источники были переданы нам? Ведь между заповедями до Синая и после Синая, как нам кажется, нет связи. Оказывается, есть всё-таки одна заповедь, сохранившая в себе эту связь. Это заповедь обрезания. Она единственная была заповедана Аврааму. И её действие сохранилось до сих пор. Это нить, соединившая деяния отцов со способностью будущих поколений исполнять волю Всевышнего. В этом заслуга обрезания, которое сделал Авраам.

То, что Авраам прошёл через обрезание после 99‑ти лет служения Б‑гу, не только сделало всю его последующую жизнь совершенной, но и «перевернуло» прошлое, задним числом исправило имевшиеся изъяны.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 29 окт 2013, 02:41

ГЛАВА ХАЕЙ‑САРА * חיי שרה I
(20.10.2013 – 26.10.2013)




Сара умерла в возрасте 127 лет. Авраам похоронил её в пещере Махпела в Хевроне, которую он приобрёл у хитийца Эфрона за 400 серебряных шекелей.

Авраам послал своего слугу Элиэзера в Харан, чтобы тот нашёл там жену для Ицхака. Элиэзер подошёл к Харану и остановился у колодца. Он попросил Б‑га явить ему знак: «Пусть же девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, и я напьюсь", и она скажет: "пей, я и верблюдов твоих напою", её определил Ты рабу Твоему Ицхаку; и посему узнаю я, что Ты сделал милость господину моему».

Ривка, дочь Бетуэля, племянника Авраама, пришла к колодцу и сделала всё в точности так, как загадал Элиэзер. Он пришёл в дом Бэтуэля и рассказал историю своего путешествия. Ривка отправилась вместе с Элиэзером в Землю Кнаан. Там они встретили Ицхака, который вышел помолиться в поле. Ицхак женился на Ривке; он полюбил её и нашёл утешение после смерти своей матери.

Авраам женился на Ктуре (это другое имя Агари); она родила ему ещё 6 сыновей. Но единственным наследником Авраама стал Ицхак. Авраам умер в 175 лет. Ицхак и Ишмаэль похоронили его в пещере Махпела, где до этого была погребена Сара.


ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

Давайте вчитаемся в первые слова главы «Хайей-Сара» («Жизнь Сары»), которые как раз и определили её название: «И была жизнь Сары сто лет и двадцать лет и семь лет – годы жизни Сары». Странно: вместо того, чтобы просто сказать, что Сара прожила 127 лет, Тора отдельно говорит о числах 100, 20 и 7; при этом четырежды повторяется слово «шана» – «год». С какой стати Тора, обычно скупая на слова, так расточительна, когда передаёт элементарную (на первый взгляд) информацию – возраст, когда прервалась жизни Сары?

Такое написание в священном тексте, разумеется, не случайно. Более того: это место настолько важно, что, согласно учению хасидизма и Каббалы, в нём заключена и зашифрована вся система мироздания.

100

В книгах тайной Торы объясняется, что мир был создан десятью речениями, в которых воплотились десять Б‑жественных атрибутов – сфирот. Сфирот – промежуточный элемент между бесконечным и ограниченным; они – инструменты, с помощью которых бесконечный Всевышний создал множество ограниченных миров и творений.

О человеке сказано, что он создан «по образу и подобию» Творца. Поэтому десять сил нашей души действуют по аналогии с десятью сфирот Всевышнего. Причём каждая из десяти сфирот (или сил души) включает в себя все остальные сфирот (силы души). Все десять сфирот вместе напоминают канат, сплетённый из десяти прядей, где каждая прядь состоит из десяти нитей. Поэтому в хасидизме нередко упоминаются сто сил души.

Когда все сто духовных потенциалов одновременно реализуются, Б‑жественная душа проявляется наиболее сильно. Такое проявление включает в себя эти потенциалы и называется «кетер» – «корона». Намёк на это мы находим в книге «Зоар»: «Сто лет – общность всего и тайна сокрытия всех сокрытий». Обратите внимание на то, что под «годами» здесь подразумеваются «меры», «качества». «Сто лет» – сто качеств. Этот уровень настолько высок, что оставляет далеко позади себя логику и вообще сферу разума. Всем известно, как трудно совладать с такими могущественными и при этом ужасно нелогичными явлениями человеческой натуры, как желание и наслаждение. Но мало кто знает, что это и есть внешний и внутренний аспекты «кетера».

И если о ком‑либо написано в Торе, что ему исполнилось сто лет, то на языке Каббалы это означает, что его «кетер» полностью очищен – он обрёл власть над своими желаниями и научился полностью контролировать своё стремление к наслаждениям.

20

Вернёмся к нашему разговору о десяти сфирот. Две из них проявляют себя на уровне разума. Они называются «хохма» и «бина»; в душе человека им соответствуют озарение и постижение. Вместе они порождают здравый смысл; эти сфирот совершенно не существуют друг без друга. Если мы «расплетём пряди на нити», то есть рассмотрим все их проявления (10+10), то получим 20.

Двадцать лет на языке Каббалы означает, что интеллект человека полностью очищен, его разум полностью служит Б‑жественной душе. Логика, которая часто мешает служить Творцу, становится союзницей этого служения.

7

Последние семь сфирот называются нижними. В природе человеческой души они соответствуют эмоциям. Теоретически, если «расплести пряди», их должно получиться 70, но так как об их комплексном проявлении говорить не приходится, то в счёт они идут именно как семь, а не как семьдесят. Ведь каждая из них действует отдельно от остальных, так как одна обычно противоречит другой. Например, качество доброты («хесед») и строгого правосудия («гвура»).

Говоря про семь лет, Каббала подразумевает человека, который полностью контролирует свои эмоции и чувства.

Известно, что все аспекты Торы, даже очень простые истории, приведённые в ней, несут в себе указания для каждого еврея. Тем более важны для нас те уроки, которые содержатся в жизнеописании наших праотцев, как сказано: «Деяния отцов – знак сыновьям».

Таким образом, Тора не просто сообщила нам о возрасте Сары – праматери еврейского народа, но и поведала о её духовных достижениях. За 127 лет она смогла полностью очистить свои желания, интеллект и эмоции. Поэтому её годы названы «годами жизни», ведь не любое пребывание человека на земле можно по праву назвать жизнью.

Поэтому сказали наши мудрецы, что ежедневное поведение любого из нас должно быть столь же совершенно, как годы жизни Сары. Значит, Всевышний требует от нас так очистить силы нашей души, чтобы, объединившись, они все были направлены на служение Творцу.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 01 ноя 2013, 03:20

ГЛАВА ТОЛДОТ * תולדות I
(27.10.2013 – 02.11.2013)




Ицхак женился на Ривке. Ривка была бездетна. Ицхак и Ривка двадцать лет молились о детях, и наконец Б‑г услышал их молитвы. Беременная Ривка испытывала мучения: «И толкались сыновья в утробе её». Б‑г сообщил ей, что она носит в себе «два народа», которые будут бороться между собой.

Первым родился Эсав. Вслед за ним, держась за пятку Эсава, родился Яаков. Эсав вырос «искусным охотником, человеком поля», а Яаков стал «человеком цельным» – он изучал Тору. «И Ицхак любил Эсава… а Ривка любила Яакова». Однажды Эсав, усталый и голодный после охоты, продал Яакову своё первородство (статус первенца) за горшок чечевичной похлёбки.

Ицхак поселился в Граре, в стране филистимлян. Там он обрабатывал землю; он снова откопал колодцы, которые выкопал его отец Авраам, а филистимляне засы́пали. Ицхак выкопал два новых колодца, из‑за которых у него возникли споры с филистимлянами. Тогда он выкопал третий колодец – о нём не спорили.

Эсав взял в жёны двух хеттийских женщин.

Ицхак состарился и ослеп. Он захотел благословить Эсава перед своей смертью. Когда Эсав отправился на охоту, чтобы угостить отца его любимыми кушаньями, Ривка одела Яакова в одежду Эсава, закрыла его шею и руки овечьими шкурами (чтобы отец принял его за волосатого брата) и послала к Ицхаку. Яаков получил отцовское благословение о «росе небесной», о «туках земных» и о господстве над братом. Эсав вернулся с охоты, он раскрыл хитрость Яакова и Ривки и принялся рыдать. Тогда Ицхак предсказал, что Эсав будет жить своим мечом и что всякий раз, когда Яаков оступится, он будет терять превосходство над Эсавом.

Яаков покинул дом родителей и отправился в Харан, чтобы избежать мести Эсава и чтобы найти себе жену в семье Лавана, брата Ривки.

Эсав взял себе третью жену – Махалат, дочь Ишмаэля.


«И выросли юноши, и стал Эсав человеком, знающим ло́влю…»
(Берешит 25:27)

Комментарий Раши: «"Знающим ло́влю" – знающим, как ловить и обманывать отца, показывая, будто он интересуется детальным выполнением заповедей».

Почему наше Изгнание длится намного дольше предыдущих изгнаний? Одна из причин в том, что нам приходится бороться со «скрытым злом».

Зло бывает двух типов.
Открытое зло явно предстаёт перед нами как зло. С ним бороться легче.
Скрытое зло – зло неочевидное, его иной раз можно принять и за добро. Война с таким злом – очень трудное дело, поскольку сначала мы должны наверняка убедиться в том, что это именно зло, и только потом его можно исправить.

В этом разница между прошедшими изгнаниями и нынешним Изгнанием. В прежних изгнаниях зло, с которым сталкивались евреи, было открытым – злодей не стеснялся своих поступков. За короткое время изгнания зло возможно было победить. В сегодняшнем Изгнании злодей скрывает свои грехи и не выставляет их напоказ. Он прикидывается праведником, но продолжает втайне творить злые дела. Справиться с подобным лицемерием нелегко – на это нужно больше времени.

Злодей Эсав – символ лицемерия. За пределами дома отца, Ицхака, он делал всё, чего желала его душа. При этом он из раза в раз подходил к отцу с вопросами о деталях выполнения заповедей. Лицемерие – сокрытие зла – это сущность Эсава. По его имени называется наше Изгнание: «Галут Эдом» – «эдомское Изгнание» (Эдом – другое имя Эсава).

Исправив скрытое зло, мы достигнем того, что исполится обещание: «И взойдут спасители на гору Цийон, чтобы судить гору Эсава; и будет Г‑споду – царство» (Овадйа 1:21).

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 08 дек 2013, 01:40

ГЛАВА МИКЕЦ * מקץ I
(24.11.2013 – 30.11.2013)


Йосеф вышел наконец из заточения, когда он истолковал фараону его сны про то, как семь тощих коров проглотили семь тучных и семь тощих колосьев проглотили семь тучных. Йосеф сказал, что наступят семь лет изобилия, а вслед за ними придут семь лет голода; он посоветовал фараону сберегать хлеб на протяжении сытых лет. Фараон назначил Йосефа правителем Египта. Йосеф женился на Оснат, приёмной дочери царедворца Потифара, и у них родились двое сыновей – Менаше и Эфраим.

Голод охватил близлежащие земли и продовольствие осталось только в Египте. Десять братьев Йосефа прибыли в Египет, чтобы купить хлеб. Самый младший, Биньямин, остался дома, потому что Яаков боялся за него. Йосеф узнал братьев, а они его нет. Он обвинил их в том, что они лазутчики. Братья рассказали всё о себе. Тогда Йосеф потребовал, чтобы они привезли из дома Биньямина в подтверждение своих слов. Шимон остался у Йосефа как заложник.

Яаков отпустил Биньямина только после того, как Йеуда взял на себя полную ответственность за него. На этот раз Йосеф принял братьев с радушием. Он выпустил Шимона и пригласил братьев на пир в свой дворец. Но затем он подбросил свой серебряный кубок в мешок Биньямина. Когда следующим утром братья отправились домой, их догнали и вернули назад. Йосеф «нашёл» кубок в мешке Биньямина. Он сказал, что отпустит домой всех, кроме «виновника» Биньямина, который останется у него рабом.

ДЕЛАТЬ И МОЛИТЬСЯ

Эта глава рассказывает о том, как братья Йосефа, гонимые голодом, отправились в Египет, как им приказали вернуться в Египет с Биньямином (Шимон при этом остался там заложником), как обнаружилось серебро в поклаже возвращающихся братьев. Братья поняли, что наказаны за то, что продали Йосефа в рабство: «Вот, наказаны мы за брата нашего, потому что видели его страдания, когда он умолял нас, а мы не послушали. За это и постигло нас это горе».

Яаков отказывался отпускать Биньямина: «Вы лишили меня детей! Йосефа нет, и Шимона нет, и Биньямина заберёте… Не пойдёт мой сын с вами». Но в конце концов ему пришлось согласиться и он отпустил Биньямина с братьями в Египет.

Что должен делать человек в момент испытания? В первую очередь обратить свою мольбу к Б‑гу. Так и вёл себя Яаков в трудные периоды своей жизни раньше. Например, когда он стремился спастись от Эсава, он сначала помолился и только потом предпринял нужные действия.

На этот раз Яаков повёл себя иначе. Сначала он повелел своим сыновьям запастись подарками и деньгами и только тогда сказал им: «Б‑г Всемогущий пусть даст вам милость у человека того…» Раши объясняет: «Теперь вам не хватает только молитвы, вот я молюсь за вас». Можно подумать, что молитва была лишь дополнительным средством после всех остальных. Почему именно так повёл себя Яаков?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что сыновья не открыли Яакову всю правду. Они подозревали, что Б‑г наказал их за то, что они продали Йосефа. Но отцу они всё объяснили лишь «земными» причинами. Такие причины легко преодолеть. «Если уж так, – сказал им Яаков, – то вот что сделайте…» Если всё так, как вы говорите, и это не Б‑жья кара, а обычные жизненные трудности, предпримите обычные действия. В то же время Яаков объяснил своим сыновьям, что даже тогда, когда необходимость в чудесах не очевидна, надо просить Б‑га о помощи. Яаков указал сыновьям, что нужно сделать, чтобы освободить брата-заложника; после этого он сообщил им: «Вот я молюсь за вас».

Если сыновья Яакова видели в происходящем лишь свою частную сторону, то Яаков как один из трёх праотцев народа Израиля понимал, что всё это особо значенимо для всех его потомков. Он твёрдо знал, что в любой ситуации надо молиться, просить о милосердии Небес.

Следует делать всё, что от нас зависит: «…и благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всём, что ты будешь делать». Но не надо забывать, что главное зависит от Небес: «Благословение Б‑га – оно обогащает».

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 13 дек 2013, 02:46

ГЛАВА ВАЕХИ * ויחי I
(08.12.2013 – 14.12.2013)



Яаков прожил в Египте последние 17 лет своей жизни. Перед смертью он взял с Йосефа клятву, что тот похоронит его на Святой Земле. Яаков благословил сыновей Йосефа – Менаше и Эфраима. Яаков приравнял их к своим сыновьям и они стали родоначальниками колен народа Израиля.

Яаков хотел раскрыть своим детям, что произойдёт «в конце дней», но не смог это сделать. Вместо этого он благословил своих сыновей.

Яаков умер в возрасте 147 лет. Огромная похоронная процессия провожала Яакова в его последний путь на Святую Землю. Это были потомки Яакова, царедворцы фараона, видные граждане Египта. Яакова похоронили в пещере Махпела в Хевроне.

В конце главы говорится про смерть Йосефа. Он умер в Египте в возрасте 110 лет. Йосеф, так же как до этого Яаков, распорядился, чтобы его останки похоронили на Святой Земле, но лишь спустя многие годы – когда евреи выйдут из Египта. Перед смертью Йосеф сказал: «Б‑г непременно вспомнит о вас и поднимет вас из этой земли – в Землю, о которой Он поклялся Аврааму, Ицхаку и Яакову».

ИЗ БЕСЕД ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

«И созвал Яаков сыновей своих и сказал: соберитесь и поведаю вам, что случится с вами в конце дней…» (Берешит 49:1). Комментарий мудрецов: «Хотел Яаков раскрыть сыновьям "конец дней", но удалилась от него Шхина». (Шхина – Б‑жественное Присутствие). То есть он хотел перед своей смертью открыть сыновьям будущее – конец Изгнания и времена Машиаха, но Всевышний не позволил ему это.

Но зачем вообще Яаков собирался сообщить сыновьям срок Освобождения, которое должно было наступить через несколько тысяч лет? На первый взгляд, это знание должно было привести к падению духа народа. Так зачем же Яаков хотел раскрыть срок «конца дней»?

Говорится в книге «Зоар»: если бы евреи удостоились, то Исход из Египта осуществил бы Машиах, он совершил бы полное Освобождение еврейского народа, навсегда ввёл бы евреев в Землю Израиля. Однако к тому моменту еврейский народ не заслужил окончательного Освобождения. Отсюда понятно: Яаков собирался рассказать сыновьям, что они могут удостоиться полного Освобождения уже при выходе из Египта. Но желание Яакова не осуществилось – «удалилась от него Шхина».

Всевышний хочет, чтобы еврей по собственной воле, по искренней душевной жажде избрал путь праведности; чтобы он собственными силами, уровень за уровнем поднимался в святости, пока не достигнет совершенства.

Потому и не было дано Яакову открыть сыновьям знание об Освобождении, чтобы не были они «как рабы, служащие за плату». Именно через сознательный и бескорыстный выбор и должно прийти истинное Освобождение.

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 19 дек 2014, 22:43

Недельная глава МИКЕЦ

Рав Йона Левин


1.Почему египетские мудрецы не смогли разгадать сон фараона?

2.Хотел ли Иосиф изменить Египет?

3.Почему Иосиф назвал своего первенца Менаше?

4.Для чего Иосиф устраивает такое ;театральное действие

5.Какой поступок Йегуды сделал его настоящим первенцем?

phpBB [media]



phpBB [media]



phpBB [media]


Ответить