Русские цари и царицы

Ответить
Мечта
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 29 дек 2011, 16:43
Русские цари и царицы

Сообщение Мечта » 19 авг 2012, 14:39

Русские цари( док фильмы)
















Amy
Сообщения: 3337
Зарегистрирован: 24 дек 2011, 02:36
Русские цари и царицы

Сообщение Amy » 02 сен 2012, 01:29

Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях. Завершение обучения

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА



Изображение
Серебряные шахматы. Западная Европа, XVIIв. Музеи Московского Кремля


Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»? С марта 1673 года упоминается «учительная палата» одиннадцатилетнего царевича Фёдора Алексеевича, в которой работали книгописцы, видимо, она же служила ему и библиотекой. В январе 1672 года царевичу писали «две потешные книги люди с боем», а в 1674 году-«потешную игру карты по золоту цветными красками». Эти карты представляли собой цветные картинки на различные темы, в основном с изображениями заморских стран и городов, а также населяющих их иноземцев. Такие же картинки приносил позднее Никита Зотов царевичу Петру. К числу развлечений, служивших для расширения общего кругозора и логического мышления, можно отнести также игры в шахматы и в шашки. Иностранные послы писали, что в России люди всех сословий обучены им с детства и играют очень хорошо.


Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен. Отечественная история в XVII веке изучалась по огромному иллюстрированному летописному своду, созданному по личному заказу Ивана Грозного в одном экземпляре. Тогда он назывался Царственной книгой. В 1678 году придворный иконописец расцвечивал тридцать восемь картинок в Царственной книге при государе Фёдоре Алексеевиче для его хором.

Изображение
Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Алексеевича. XVIII. Костромской государственный художественный музей

Что касается географии, то впервые сведения об изучении ее царскими детьми появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын, царевич Фёдор Борисович, не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы. Позднее один из побывавших в России иностранцев сумел издать эту карту.

Одной из главных задач каждого государя был надзор за соблюдением правосудия в его стране. Надо сказать, что челобитные с просьбами о рассмотрении различных дел поступали на имя не только царя, но и царевичей. Поэтому цари и их дети были наверняка знакомы с «Судебниками» и «Кормчими», где были изложены нормы светского и церковного права.

В правление царя Алексея Михайловича был издан большой сборник новых законов - «Соборное уложение». Тогда царю было всего двадцать лет, но он лично занимался составлением и редактированием текстов законов.

Изображение
Детский доспех. Западная Европа (?), XVII в. Музеи Московского Кремля

Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных, и на него нельзя дать однозначного ответа. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха. А существовало ли специальное обучение иностранным языкам? Польские послы, побывавшие в Москве в 1667 году, писали, что старший сын царя Алексея Михайловича, царевич Алексей, говорил им приветственную речь сначала на латинском, а затем на польском языке. Тогда в Польше не было короля, и царь рассчитывал, что его сын станет польским королем. Не исключено, что именно из политических соображений царевича начали учить не только польскому, но и латыни. Есть сведения, что после ранней смерти Алексея планы получить польскую корону связывались с его младшим братом, царевичем Фёдором, поэтому его также стали обучать этим языкам. Однако с полной уверенностью утверждать этого нельзя - в архивах нет никаких документов с упоминанием учителей латинского и польского языков и оплаты их трудов. Но это было не так уж и важно - на всех посольских приемах обязательно присутствовали переводчики.

Изображение
Изображение князя в виде рыцаря из «Титулярника» XVIIв. Российский государственный архив древних актов

Главным же занятием государя считалось военное дело - ведь монарх должен был возглавлять армию как главнокомандующий. Поэтому во всех странах обязательным являлось обучение мальчиков правящих династии основам военного дела.

Не была исключением и Россия. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. Царские оружейники выполняли для шести-семилетних царевичей доспехи и шлемы, полностью схожие с настоящими. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного.

Изображение
Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Царских детей учили также стрельбе из лука и ружей. Особенно любил стрельбу из лука старший брат Петра, царевич Фёдор, который часто забавлялся ею вместе с юношами из своей свиты в подмосковных царских имениях.

Изображение
Стрельба излука - любимая летняя забава царевичей и мальчиков-сверстников из их свиты.

Верховая езда входила в число обязательных умений любого человека Средневековья. Когда царевичу исполнялся год, его сажали на игрушечного коня с настоящим роскошным седлом, уздой и стременами. Так прививались навыки верховой езды. Когда царские дети подрастали, дядьки сажали их на маленьких лошадок - пони, а в одиннадцать-двенадцать лет мальчиков уже обучали езде на настоящих конях. В собрании Музеев Московского Кремля сохранились седла, которые принадлежали царским сыновьям.


Изображение
Детское седло. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Изображение
Торжественное «посаженые» царевича на коня. На Руси это был праздничный день, когда мальчиков начинали серьезно обучать не только верховой езде, но и военному делу. «Посажение» на коня - часто происходило в присутствии не только самого царя, но и иностранных послов.

Изображение
Страница из книги »Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Голландия, 1647 г. Музеи Московского Кремля

У нас нет документов о том, что верховой езде обучали девочек, однако на рисунках Лицевого летописного свода есть изображения княгинь и цариц, которые едут верхом в мужском седле. Они одеты в удобные платья для верховой езды с длинными юбками.

Изображение
Саадак царевича Алексея Алексеевича. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Уже в возрасте тринадцати-четырнадцати лет царские дети считались обученными воинами. Они могли сопровождать своего отца во время военных парадов, а в случае необходимости, и военных действий. Так, старший сын Ивана Грозного, царевич Иван, впервые отправился в военный поход, когда ему было четырнадцать лет. Позднее к нему присоединился младший брат Фёдор. Если цари и их родичи не обладали особыми военными талантами, то в любом случае их присутствие в армии помогало поднять боевой дух воинов и решить многие вопросы, связанные с повседневными воинскими нуждами.

К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свою осведомленность в церковном уставе во время праздничных служб и шествий, вынести решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, принять на должном уровне иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных.


Изображение
Ф. Дюрфельдт. Старый царский дворец в Московском Кремле. Гравюра. Начало1790-х гг. Музеи Московского Кремля

Какими же особенностями обладало домашнее обучение, характерное для высших сословии Российского государства в XVI-XVII веках, в том числе и для царской семьи? Часто историки считают, что до времени Петра I образование на Руси находилось в руках духовенства. Конечно, в качестве учителей в среде простых горожан часто выступали священники и дьяконы, однако среди учителей царских детей их нет.

От тех далеких времен до наших дней в России сохранилось необыкновенно уважительное отношение к книге. В XVII веке все книги представляли собой еще и большую материальную ценность, поэтому их надо было тщательно беречь.

Изображение
Обучение рукоделию маленькой царевны. Девочек начинали учить различным видам шитья в возрасте восьми девяти лет, а к шестнадцати годам они уже владели самыми сложными приемами вышивания и других видов рукоделия.

Очень важным было то, что книги, существовавшие на Руси, были написаны на понятном всем русском языке, в то время как в Европе латынь как язык университетской образованности резко сужала круг читателей.

Кроме того, по крайней мере до второй половины XVII века в России обучение было одинаковым для всех слоев общества. Состоятельный горожанин, богатый купец, дворянин и представитель высшей знати начинали обучать детей по азбуке или Псалтыри. В процессе учебы не существовало того культурного разрыва между высшими и низшими сословиями, который появился в России в XVIII—XIX столетиях после реформ Петра I.


Изображение
Интерьер Теремного дворца. Хромолитография Ф. Дрегора с рисунка Шадурского. 1851. Музеи Московского Кремля


Глава 1. Первые годы жизни и знакомство с окружающим миром

Глава 2. Обучение чтению

Глава 3. Обучение письму и пению

ИСТОРИЯ РОССИИ

М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.


http://www.liveinternet.ru/users/bo4kam ... 234169917/" onclick="window.open(this.href);return false;

LPS
Сообщения: 3229
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Русские цари и царицы

Сообщение LPS » 03 окт 2012, 03:01

Изображение


Петр I и Екатерина: любовь без предрассудков


Кто станет спорить, что Петр I был не только великим монархом, но и одной из самых незаурядных личностей в российской истории? Было бы удивительно, если бы рядом с ним оказалась самая обыкновенная, ничем не выделяющаяся из толпы женщина. Может, поэтому царь отверг дворянку Евдокию Лопухину, а любовью всей его жизни стала безродная прибалтийская крестьянка — Марта Скавронская.

Достоверных сведений о жизни Марты до замужества не так уж много. Известно, что она родилась 5 (15) апреля 1684 года на территории современной Эстонии, которая тогда входила в состав шведской Ливонии. Рано потеряв родителей, девочка воспитывалась теткой, а затем, лет 12, была отдана в услужение лютеранскому пастору Эрнсту Глюку.

В возрасте 17 лет девушку выдали замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе, но брак их продлился всего пару дней: Иоганн со своим полком вынужден был отправиться на защиту крепости Мариенбург, на которую наступали русские. Больше Марта никогда не видела своего первого мужа — он пропал без вести.

После того как 25 августа 1702 года Мариенбург был взят армией фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, тот случайно увидел служанку пастора, и она так приглянулась ему, что он взял ее себе в любовницы. По другой же версии, Марта Скавронская стала домоправительницей у генерала Баура. Через несколько месяцев она оказалась у ближайшего сподвижника Петра I — князя Александра Меншикова, который тоже не устоял перед ее прелестями.

Осенью 1703 года Петр впервые встретился с молодой женщиной в доме Меншикова. Перед сном он велел Марте отнести свечу в его комнату, и они провели вместе ночь. Утром царь сунул ей в руку золотой дукат…

Петр не забыл ласковую, веселую и красивую "походно-полевую жену" Меншикова. Вскоре он забрал ее к себе. Через несколько лет Марта крестилась в православие и стала называться Екатериной Алексеевной Михайловой: крестным отцом ее был царевич Алексей Петрович, а фамилией Михайлов иногда представлялся сам Петр, если хотел сохранить инкогнито

Петр был очень привязан к своей сожительнице. "Катеринушка, друг мой, здравствуй! — писал он ей, когда они были в разлуке. — Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно…" Катерина была единственной, кто не боялся подходить к царю во время его знаменитых припадков гнева и умел сладить с часто случавшимися у него приступами головной боли. Она брала в руки его голову и ласково гладила до тех пор, пока царь не засыпал. Просыпался он уже свежим и бодрым…

По преданию, летом 1711 года находясь вместе с Петром в Прутском походе, Катерина сняла с себя все драгоценности, подаренные Петром, и отдала туркам, окружившим русскую армию, в качестве выкупа. Это так тронуло Петра, что он решился сделать возлюбленную своей законной женой. Условности этого монарха никогда не волновали. От нелюбимой первой жены, боярышни Евдокии Лопухиной, навязанной ему в юности матерью, он быстро избавился, спровадив ее в монастырь… А Катерина была любимой.

Официальное их венчание состоялось 19 февраля 1712 года в церкви Исаакия Далмацкого в Петербурге. В 1713 году Петр I в память о Прутском походе учредил орден Святой Екатерины, которым лично наградил свою супругу 24 ноября 1714 года. А 7 (18) мая 1724 года Екатерина была коронована императрицей. Еще до этого, в 1723 году, в честь нее был назван город Екатеринбург на Урале…

Несмотря на явную любовь и привязанность Петра и Екатерины друг к другу, далеко не все между ними было безоблачно. Петр позволял себе других женщин, и Екатерина знала об этом. В конце концов, и она, по слухам, завела интрижку с камер-юнкером Виллимом Монсом. Узнав об этом, Петр повелел колесовать Монса, якобы за казнокрадство, а его отрубленную заспиртованную голову, по легенде, на несколько дней поставили в спальне царицы, чтобы она смотрела на нее.

Общение между супругами прекратилось. И только когда Петр находился уже на смертном одре, они примирились. Царь скончался ранним утром 28 января (8 февраля) 1725 года на руках Екатерины.

Так как Петр не оставил завещания, именно Екатерина взошла на российский престол после его смерти. Правда, в государственных делах она разбиралась мало: Екатерина была хорошей женой, но правительница из нее, по правде говоря, вышла никудышная — все решали сановники, а царица только подмахивала бумаги…

Правление Екатерины I продолжалось немногим более двух лет. 6 (17) мая 1727 она скончалась от воспаления легких. Ей было всего 43 года.

За годы жизни с Петром Екатерина произвела на свет 11 детей, но только двое из них — Анна и Елизавета — дожили до зрелого возраста. Елизавета Петровна впоследствии вошла в историю как одна из самых знаменитых правительниц России, а прямые потомки Анны правили страной вплоть до революции. Получается, что последние представители династии Романовых вели свой род от куртизанки, которую великая любовь великого царя сделала императрицей.

Ирина Шлионская
Источник: http://www.pravda.ru/society/family...er_the_First-0/" onclick="window.open(this.href);return false;

Мечта
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 29 дек 2011, 16:43
Русские цари и царицы

Сообщение Мечта » 06 янв 2013, 18:05

6 января. Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны


Отечественная война 1812 года – очень значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. Но в это же время ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.
Возникновение Отечественной войны 1812 года было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии.
Для армии Наполеона война была захватнической и грабительской. Для русских это была война Отечественная, справедливая. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения.
Михаил Кутузов принял командование объединенными русскими силами в августе 1812 года. Армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Таким стало Бородинское сражение, которое явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской – значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить.

После Бородино русские война начали отступление к Москве. Наполеон шел следом, однако, не стремился к новому сражению. В начале сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву.
Французская армия вошла в столицу, но занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода – или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М.И. Кутузовым и Александром I, и французы покинули Москву. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск.

На заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата и понимал, что силы противника тают с каждым днем. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж.
Манифест российского императора Александра I от (25 декабря 1812) 6 января 1813 года ознаменовал завершение Отечественной войны. Манифестом также предписывалось ежегодно в день Рождества Христова праздновать и великий День Победы. Праздник был отменен после Октябрьской революции 1917 года.


Ответить