Борис Васильев - автор выдающихся произведений
Борис Васильев - автор выдающихся произведений
Борис Васильев - автор выдающихся произведений
«Любая книга имеет двух авторов — писателя и читателя. Я отношусь к своему читателю, как к соавтору, и стараюсь соответствовать ему, стараюсь жить так, чтобы чувствовать время, жить не вчерашним днем, не вчерашними заслугами, а теми событиями и заботами, которые возникают сегодня. Я всегда стремлюсь быть искренним».
Васильев Борис Львович (1924 - 2013) — прозаик, публицист, киносценарист, драматург. Отец — кадровый военный, служил в царской армии, затем в Красной и Советской армиях; мать — из семьи Алексеевых, известной связями с народническим движением; члены кружка чайковцев, к которому она принадлежала, организовали в Америке коммуну фурьеристского типа. В отличие от большинства романистов, пишущих «на историко-революционную тему», муза истории у Васильева заметно «одомашнена», ее свидетельства обладают подлинностью и теплотой когда-то звучавших семейных рассказов. Интересно, что такая интонация, не предполагающая стиля обычной историографии, проникла и в те исторические произведения Васильева, что посвящены далекому прошлому («Вещий Олег», 1996; «Князь Ярослав и его сыновья», 1997).
phpBB [media]
В автобиографической повести «Летят мои кони...» (1982) Васильев писал: «Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске...», потому что, поясняет писатель, именно в этом городе зримо соединились география и история. Васильев подробно рассказывает о роли Смоленска в русской истории, причем в его рассказе история родного города становится одновременно и историей его предбытия на этой земле. Потом, через много лет, он столь же внимательно будет вглядываться в скрытые туманом времени лица предков, воевавших в Отечественную войну 1812 и в Великую Отечественную войну 1941-45. Он заставит юных героев уже послевоенного времени спуститься в рассказе «Старая "Олимпия"» в подвалы старинного дома, когда-то полностью сгоревшего во времена Наполеона и Кутузова, чтобы они почувствовали неистребимый запах пороха и дыма, еще исходящий от старого фундамента. Васильев считает, что человек похож на дерево — в том смысле, что его сегодняшняя крона, как бы велика и раскидиста она ни была, все же несоизмерима с превосходящей ее во много раз корневой системой, уходящей в многослойную тьму веков, но посылающей в сегодняшний день все еще живые соки. Чувство исторической памяти — важнейшая черта писателя Васильева. Если представить себе геральдический знак, ему принадлежащий, то в центре его была бы муза истории Клио, изображаемая, как известно, со свитком и палочкой для письма.
«А зори здесь тихие», «Неопалимая купина», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей», «Завтра была война», «В списках не значился», «Вы чье, старичье», «Суд да дело», «Летят мои кони», «Начало». Все эти великие произведения принадлежат перу Бориса Васильева, родившегося 21 мая 1924 года.
На протяжении 10-15 последних лет Васильев все чаще обращается к русскому XIX веку Это вызвано, по-видимому, тем, что события позапрошлого столетия непосредственно ассоциируются и корреспондируют с изустными и архивными семейными преданиями, с биографиями отдельных лиц, взятых из родословной писателя. Достаточно быстро возник цикл шести произведений, начиная от пушкинских времен и вплоть до XX столетия. Они писались разновременно, но близко друг от друга, что придало им известное стилистическое сходство: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда» (1998), «Утоли моя печали» (1997), «И был вечер, и было утро» (1987), «Дом, который построил Дед» (1991), «Вам привет от бабы Леры» (1988), «Были и небыли» (1977,1980).